<< вернуться к списку

Обзор основных событий в аграрном секторе Германии и ЕС

1. Внесение поправок в Регламент о применении удобрений

Поправками в Регламент о применении удобрений аграрная политика Германии реагирует на возрастающие требования по защите водных ресурсов и атмосферы от загрязнений, определенные директивами Европейского Союза. 31 марта 2017 года Бундестаг одобрил поправки к Регламенту о применении удобрений. В соответствие с ними будут вводиться максимально допустимые нормы внесения азотных удобрений в зависимости от урожайности и вида сельскохозяйственных культур, а также местоположения предприятия. Требования, связанные с внесением азотных и фосфорных удобрений на заливных, переувлажненных, замерзших и покрытых снегом площадях, уточняются. Периоды, в рамках которых действует запрет на внесение удобрений, принципиально увеличиваются. (Пашня: после уборки основной культуры до 31.01.; лугопастбищные угодья: 01.11. – 31.01., введение периода запрета на внесение подстилочного навоза и компоста: 15.12. – 15.01.; уполномоченные органы вправе сдвинуть соответственно начало/окончание периода запрета на срок до 4 недель). Кроме всего прочего, норма внесения азота в осенний период ограничивается 60 килограммами общего содержания азота на гектар, а также вводятся более строгие правила, касающиеся минимально допустимых расстояний при внесении азотных и фосфорных удобрений вблизи водоемов и на холмистой местности. Эти и другие меры рассматриваются Федеральным министерством продовольствия и сельского хозяйства Германии в качестве компромисса между интересами по защите окружающей среды и, в то же время, практичными решениями в области сельскохозяйственного производства. Тем не менее, на сельхозтоваропроизводителей ложатся дополнительные расходы, связанные с применением более эффективных и экологичных технологий внесения жидкого навоза на поля. Учитывая изложенное, для решения в рамках Госпрограммы общегосударственной задачи „Улучшение структуры сельского хозяйства и защиты побережий“(GAK), реализуемой на условиях софинансирования федерального и регионального уровней (федеральных земель), сельхозтоваропроизводителям необходимо предложить механизмы поддержки, касающиеся более современной техники для внесения удобрений.

Германский крестьянский союз (DBV) в интересах своих членов и для того, чтобы дать возможность сельхозтоваропроизводителям принимать решения по применению удобрений, требует прозрачного декларирования всех входящих в состав удобрений элементов и вредных веществ, особенно это касается органических удобрений. Кроме того, повышенные требования по контролю и надзору не должны предоставлять конкурентных преимуществ сельхозтоваропроизводителям, ведущим хозяйственную деятельность за пределами Евросоюза, которые, возможно, работают в рамках менее строгих экологических предписаний и в более выгодных экономических условиях. В целом Германский крестьянский союз приветствует гармонизацию правовых предписаний в ЕС.

2. Активное участие в формировании Общей аграрной политики (GAP)

Каким образом должна быть сформирована Общая аграрная политика (GAP) после 2020 года? По этой теме Еврокомиссией на уровне ЕС до 2 мая 2017 года проводится опрос. С помощью этого опроса населению, в том числе и сельхозтоваропроизводителям, предоставляется возможность оценить аграрную политику ЕС, а также внести свой вклад в формирование приоритетных направлений будущего. По мнению Германского крестьянского союза, в будущем следует снижать бюрократические издержки на реализацию аграрной политики ЕС, а также своевременно перед началом планируемого сельскохозяйственного года, доводить до сведения сельхозтоваропроизводителей аграрно-политические требования.

Представители Германского крестьянского союза полагают, что аграрная политика после 2020 года должна обеспечивать сельхозтоваропроизводителям как можно более высокий уровень предпринимательской свободы для их развития в рамках господдержки, которая не допускает или компенсирует искажение конкуренции. Сюда же относится компенсация (из бюджета первого направления аграрной господдержки) вынужденных расходов, связанных с соблюдением более высоких европейских стандартов (по защите прав потребителей, охране окружающей среды, защите животных), превышающих требования мирового рынка. Дополнительный добровольный общественный вклад сельхозтоваропроизводителей, выходящий за рамки обычной хозяйственной деятельности, требует стимулирующего вознаграждения (из бюджета второго направления аграрной господдержки).

Реализация новых вызовов (например, улучшение экологической эффективности, адаптация к изменениям климата, новые требования к содержанию животных) должна поддерживаться, в том числе и инвестиционными субсидиями, а также господдержкой исследований и инноваций. В этой связи очень важную роль играют цифровые технологии в сельском хозяйстве.

Общая аграрная политика должна учитывать новые вызовы и требования общества, например, благополучие животных, не теряя при этом из виду изначально поставленные цели, а именно, поддержка производительного сельского хозяйства и обеспечение соразмерной доходности сельхозтоваропроизводителей.

(Источник: Memorandum zur Gemeinsamen Agrarpolitik des Deutschen Bauernverbands (Меморандум об Общей аграрной политике Германского крестьянского союза))

3. Экологическое сельское хозяйство – обсуждение нового Регламента ЕС по экологическому сельскому хозяйству

Экологическое сельское хозяйство в Германии продолжает демонстрировать положительную динамику. Так, в 2015 году объем продаж биопродуктов составлял 8,62 млрд. евро или 4,7 % оборота рынка всех пищевых продуктов. В 2016 году объем продаж экологических продуктов достиг 9,48 млрд. евро, по сравнению с прошлым годом он вырос на 9,9% и составил 5,0 % от оборота рынка всех пищевых продуктов в Германии. С 2000 года количество площадей, обрабатываемых по экологическим требованиям, удвоилось, а объем рынка увеличился втрое.

25 марта 2014 года Европейская комиссия представила новую версию Регламента «Об экологическом производстве и маркировке экологической продукции», а также предложила План действий по дальнейшему развитию экологического сельского хозяйств в ЕС. В соответствии с этим Европейская Комиссия намерена, наряду с проведением структурного обновления Регламента, ужесточить нормы к ведению производства. По оценкам сотрудников Комиссии, некоторые нормы либо являются очень сложными, либо по-разному применяются в рамках ЕС, в силу чего тормозится дальнейший рост сектора. Кроме этого, по их мнению, доверие к экологическому сельскому хозяйству подрывается в силу того, что недостаточно учитываются ожидания и пожелания потребителей.

Германский крестьянский союз уже давно требует изменений существующего Регламента «Об экологическом/биологическом производстве и маркировке экологической/биологической продукции Евросоюза», прежде всего, это касается совершенствования концепции замкнутого цикла ведения хозяйства. Однако новая версия данного Регламента Еврокомиссии от 2014 года, по мнению членов Германского крестьянского союза, также не является оптимальной. Кроме того, этот вариант в должной мере не учитывает предложение Счетной палаты от 2012 года относительно улучшения реализации системы сертификации и надзора в сфере экологического производства в ЕС. С целью обеспечения правовой преемственности и, следовательно, принципа правовой определенности в сфере экологического сельского хозяйства изменение законодательной базы должно основываться на действующем Регламенте Совета (ЕС) № 834/2007 «Об экологическом/биологическом производстве, маркировке экологической продукции» и исполнительных регламентах и/или дополнять их.

На первом этапе переговоров Германия смогла достичь значительных успехов в решении этого вопроса. Компромиссный текст законопроекта, представленный Советом ЕС, кроме всего прочего, регулирует процесс гармонизации надзорных мер во всех странах ЕС, в особенности, вопрос правовых последствий при факте выявления остатков запрещенных веществ (остатков пестицидов пр.) в экологической продукции.

Количество предлагаемых Комиссией делегированных законодательных актов ЕС должно значительно сократиться. Кроме того, компромиссный текст нового Регламента, представленный Советом ЕС, предусматривает наиболее отвечающие практическим требованиям меры регулирования при конверсии (переходе на экологическое производство) и производстве. При условии сохранения принципа «контроль процесса производства», т.е. соблюдения предписаний на протяжении всего производственного процесса и контроля их исполнения, требования Регламента будут должным образом отвечать природосберегающему типу производства и ожиданиям потребителей.

В рамках работы над темой „Актуальное развитие экологического сельского хозяйства Германии и его нормативно-правовой базы» в феврале 2017 года «Германо-Российским аграрно-политическим диалогом» была организована информационная поездка на международную выставку органической продукции Biofach. Более подробную информацию Вы можете найти в нижеследующем отчёте, а также в публикациях на сайте проекта (www.agrardialog.ru).