<< вернуться к списку

Обзор избранных актуальных направлений развития сельского хозяйства и аграрной политики Германии, октябрь - декабрь 2017

Обзор избранных актуальных направлений развития сельского хозяйства и аграрной политики Германии

  1. Поддержка аграрного сектора в Германии, ориентированная на защиту окружающей среды: порядок предоставления в целях предупреждения двойного субсидирования

Ключевыми целями Общей аграрной политики (ОАП) являются рыночно-ориентированная поддержка сельского хозяйства, а также реализация инновационной и нацеленной на рост политики развития сельских территорий при одновременном учете целей в сфере охраны окружающей среды, защиты климата и ресурсосбережения.

Финансовая поддержка осуществляется за счет средств двух фондов ЕС - Европейского гарантийного фонда сельского хозяйства (EGFL), также называемого 1-ым «столпом» ОАП, и Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских территорий (ELER), также называемого 2-ым «столпом» ОАП.

Первый «столп» ОАП включает в себя прямые погектарные субсидии сельскохозяйственным производителям и меры по регулированию рынков аграрной продукции.

Второй «столп» поддерживает развитие сельских территорий.

Без реализации ОАП и сельскохозяйственный сектор в целом, и многие сельские регионы Германии сталкивались бы с куда большим, чем сейчас, числом экономических, социальных и экологических вызовов.

Необходимые для этого средства предоставляют бюджеты федеральных земель, федеральный бюджет ФРГ, а также бюджет Европейского Союза, при этом наибольшая доля приходится на финансирование со стороны ЕС.

Во избежание двойного субсидирования при предоставлении дополнительных средств из фонда Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских территорий (2-ой «столп» ОАП Европейского Союза) проверяется, не было ли выполнение соответствующих предписаний уже компенсировано за счет ранее выделенных или предоставляемых в настоящий момент прямых погектарных субсидий (1-ый «столп» ОАП Европейского Союза, и в первую очередь их удельная часть за «экологизацию» сельского хозяйства).

Важным элементом Национальной стратегии ФРГ по развитию сельских территорий является поддержка мер по охране окружающей среды и защите климата в аграрной сфере (AUKM), органического сельского хозяйства и мер по защите сельскохозяйственных животных. Наряду с защитой климата, эти мероприятия нацелены на сохранение или увеличение биологического разнообразия, улучшение структуры почв, минимизацию объемов внесения минеральных удобрений и средств защиты растений, а также защиту сельскохозяйственных животных.

Данная стратегия интегрирована в реализуемую уже более 50 лет ОАП ЕС – одну из наиболее важных и значимых сфер в политике Европейского Союза. Все это время на реализацию ОАП направлялась значительная часть общеевропейского бюджета (в 2015 года – около 40 %).

Согласно ст. 49, абз. 6 Регламента ЕС, регулирующего поддержку развития сельских территорий, на финансирование мероприятий по охране окружающей среды и защите климата в аграрной сфере, экологического сельского хозяйства и мер защиты сельскохозяйственных животных предусматривается как минимум 30 % средств фонда ELER (2-го «столпа»).

В период с 2014 по 2020 гг. странам-членам ЕС должно быть предоставлено финансирование в размере как минимум 30 млрд. евро. На долю Германии в период с 2014 по 2020 гг. из средств фонда ELER приходится 8,2 млрд. евро. Эту сумму дополняет финансирование со стороны Федерации (в т.ч. в рамках госпрограммы мероприятий Общегосударственной задачи «Улучшение структуры сельского хозяйства и защиты побережий» (GAK)) и со стороны федеральных земель (например, в рамках земельных программ развития сельских территорий (EPLR)). За счет этого создается финансовый стимул для добровольного участия аграриев в профильных программах поддержки, в которых они в обмен на денежное субсидирование обязуются выполнять определенные требования.

В рамках участия в программах аграрии обязуются на определенный срок (как правило, пять лет, а в случае программ по защите сельскохозяйственных животных – минимум на один год) выполнять заданные в соответствующих региональных директивах федеральных земель условия ведения хозяйственной деятельности. Это относится к мерам по охране окружающей среды и защите климата или условиям содержания, способствующим сохранению окружающей среды и учитывающим потребности сельскохозяйственных животных. Заданные в вышеупомянутых директивах предписания должны превосходить установленные законодательством минимальные требования.

Выплаты на поддержку мероприятий по охране окружающей среды и защите климата в аграрной сфере, органического сельского хозяйства и мер защиты сельскохозяйственных животных могут компенсировать исключительно дополнительные затраты или недополученные доходы, связанные с выполнением оговоренных в соответствующей программе предписаний. Под это подпадает, например, снижение урожайности из-за сокращения норм внесения удобрений или уменьшения использования средств защиты растений. Регламент ЕС «О поддержке развития сельских территорий за счет средств Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских территорий» (ELER-Verordnung) предписывает государствам-членам ЕС в обязательном порядке избегать двойного начисления субсидирования по схожим элементам программ господдержки.

В 2014 году, с началом нового периода субсидирования, чтобы повысить аграрно-политическую значимость органического сельского хозяйства, меры поддержки органического сельского хозяйства были выделены из программ по охране окружающей среды и защите климата в аграрной сфере (AUKM) в отдельное направление.

Также при реализации мер по охране окружающей среды и защите климата в аграрной сфере (AUKM) наряду с нормами Регламента ELER (2-ой «столп») необходимо учитывать также требования в сфере «экологизации» сельского хозяйства (так называемый, „Greening“), сформулированные в Регламенте ЕС № 1307/2013, задача которых – сформировать стимулы для экологической направленности также и в сельскохозяйственное производство, использующее традиционные технологии:

  • диверсификация возделываемых культур (три основные культуры);
  • сохранение лугопастбищных угодий;
  • отведение минимум 5 % от имеющихся площадей пахотных угодий для целей «экологизации».

С 2015 года выполнение вышеперечисленных элементов «экологизации» является необходимым условием для получения аграриями прямых погектарных субсидий (в рамках 1-го «столпа»).

В ходе этих нормативно-правовых изменений особую внимательность требует соблюдение запрета на двойное субсидирование, неисполнение которого может привести к получению двойной выгоды экологическими предприятиями. Решается эта проблема за счет первоочередного контроля субсидий, полученных в рамках мероприятий 1-го «столпа» ОАП: Если предприятие уже получило удельную прямую погектарную субсидию за «экологизацию», то эта сумма удерживается при расчете величины господдержки в рамках мероприятий 2-го «столпа» (меры по охране окружающей среды и защите климата в аграрной сфере, поддержка органического сельского хозяйства и меры по защите сельскохозяйственных животных в рамках ELER).

За счет этого обеспечивается соблюдение принципа равенства перед законом и предупреждение получения неправомерных конкурентных преимуществ.

Предприятия, хозяйствующие по экологическим методам, освобождаются от исполнения требований «экологизации» 1-го «столпа» ОАП, поскольку действующие в отношении органического сельского хозяйства требования существенно выше.

Ссылки по тематике:

https://www.bmel.de/DE/Landwirtschaft/Foerderung-Agrarsozialpolitik/AgrarUmweltmassnahmen/agrar-umweltmassnahmen_node.html#doc376646bodyText2

https://ec.europa.eu/agriculture/rural-development-2014-2020_de

https://www.umweltbundesamt.de/daten/land-forstwirtschaft/umweltmassnahmen-im-agrarbereich#textpart-4

2. Новый Регламент ЕС по органическому сельскому хозяйству – общий обзор и основные акценты

Современное органическое сельское хозяйство уже давно перестало быть «нишевым сегментом рынка», превратившись в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей аграрного сектора Евросоюза. Объем рынка органической продукции ЕС оценивается в 27 млрд. евро (рост на 125 % за десять лет), возделываемые по органическим технологиям площади сельхозугодий увеличиваются ежегодно на 400 тыс. га.

В настоящее время органическое сельское хозяйство регулируется многочисленными законодательными предписаниями и исключительными положениями, что делает нормативно-правовую базу в целом запутанной и непрозрачной, поэтому с точки зрения Европейской комиссии разработка стандартизированного и единого регламента ЕС является важным шагом, обеспечивающим соблюдение законности и стабильный горизонт планирования для органического сектора. Динамичное развитие отрасли также требует актуализации действующих предписаний, многие из которых были приняты более 20 лет назад.

После утверждения Советом аграрных министров ЕС и Пленумом Европейского парламента, новая версия Регламента ЕС, регулирующего органическое производство (EUkoverordnung), вступит в силу с 1 января 2021 года. Таким образом, в распоряжении производителей, участников рынка и торговых партнеров будет достаточно времени, чтобы адаптироваться к новым нормативно-правовым требованиям.

Новый Регламент действует в отношении сельскохозяйственной продукции в живом и в не переработанном виде, включая семена и другой материал для размножения растений, а также в отношении переработанной продукции сельского хозяйства, используемой для продовольственных и кормовых целей. Переработанная продукция может маркироваться как «органическая» только при условии, что как минимум 95 % ее ингредиентов сельскохозяйственного происхождения произведены в соответствии с требованиями органического сельского хозяйства.

Значимым изменением является введение единого действующего на всей территории ЕС нормативно-правового регулирования, охватывающего весь органический сектор Евросоюза. Таким образом, продукция с органическим знаком ЕС гарантирует потребителям в любой стране Европейского союза одинаково высокое качество. Действие Регламента распространяется также и на аграриев из стран, не входящих в ЕС, желающих поставлять свою органическую продукцию на общеевропейский рынок.

Как заявляет Европейская комиссия, формулировка новых предписаний позволяет адаптировать действующие ранее исключения. При этом остается возможность введения исключений в обоснованных случаях (например, остается в силе временное разрешение на использование неорганических аналогов в случае дефицита ингредиентов из органического производства), однако в будущем исключения будут ограничиваться по времени, регулярно контролироваться и в случае необходимости распространяться на всех производителей. Это должно гарантировать единое нормативно-правовое регулирование для всех участников рынка. В будущем, как в отношении органических продуктов, так и в отношении органических производителей будут действовать одни и те же предписания. Для обеспечения большей эффективности контрольно-надзорные проверки будут проводиться без предварительного уведомления на уровне государств-членов ЕС.

Стандартная процедура хотя и предусматривает проведение ежегодных инспекций, однако новая версия Регламента учитывает также, что подобная частота проверок не всегда нужна для успешно действующих органических предприятий.

Таким образом, в отношении предприятий, у которых в течение трех лет подряд контрольные проверки не выявили причин для замечаний, ответственные ведомства могут изменить частоту контроля и проводить проверки раз в два года. Это позволит снизить бюрократическую нагрузку как на аграриев, так и на национальные органы контроля.

Ключевой проблемой нового Регламента является вопрос о допустимости остаточного содержания средств защиты растений в органической продукции. Германские отраслевые органические союзы и Германский крестьянский союз (DBV) высказывали в ходе разработки документа опасения, касающиеся недопустимости как такового «присутствия» остатков средств защиты растений в органической продукции. Выявление таковых признавалось бы виной сельхозпроизводителя, даже если на самом деле обстоятельства, приведшие к их наличию, лежали вне сферы его ответственности. В текущей версии Регламента этот пункт исключен и оставлено действующее на текущий момент положение, согласно которому сертифицированный органический производитель ни в коем случае не имеет права применять на возделываемых им культурах какие-либо запрещенные вещества (в т.ч. пестициды).

Новшеством являются предупредительные меры, которые участники рынка должны принимать для снижения риска случайного «загрязнения» пестицидами, используемыми на граничащих с органическими площадями сельхозугодиях, обрабатываемых по традиционным технологиям. Ответственными за контроль реализации данных мер являются соответствующие национальные ведомства. Потребители должны быть полностью уверенными, что при производстве продуктов, маркированных органическим знаком, пестициды не применялись целенаправленно. Также, что были предприняты все возможные предупредительные меры, чтобы минимизировать и без того низкий риск случайного попадания пестицидов. То, как покажет себя новый Регламент на практике, во многом зависит от содержания разрабатываемых подзаконных актов, обеспечивающих его реализацию. В связи с этим германские отраслевые союзы требуют обратить особое внимание на создание благоприятных рамочных условий для малых и средних органических предприятий, поскольку для них один и тот же объем административных издержек и затрат на прохождение контрольных проверок в расчете на единицу продукции будет выше, чем для крупных предприятий.

Российские сельхозпроизводители, желающие экспортировать органическую продукцию в ЕС, могут получить доступ на рынок ЕС двумя альтернативными путями: либо Россия и ЕС заключат соглашение о взаимном признании в сфере производства и контроля органической продукции, либо российские аграрии будут вести свое производство в соответствии с требованиями нового Регламента ЕС, регулирующего органическое производство. Поскольку в России в настоящее время ведется активное политическое обсуждение разрабатываемых нормативно-правовых условий деятельности органического сельского хозяйства в целях взаимовыгодной торговли органической продукцией, имеет смысл гармонизация нормативно-правовой базы.

Ссылки по тематике:

http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-17-4686_de.pdf

https://www.agrarheute.com/wochenblatt/politik/oeko-verordnung-vier-zentrale-fragen-540466

https://www.agrarheute.com/wochenblatt/politik/eu-oekoverordnung-bioland-sieht-korrekturbedarf-540481