<< вернуться к списку

Панельная дискуссия на тему «Органическое сельское хозяйство в России: перспективы и вызовы»

Ключевым событием для российской делегации на BioFach 2020 стала организованная АПД панельная дискуссия на тему «Органическое сельское хозяйство в России: перспективы и вызовы», модератором которой выступил руководитель «Германо-Российского аграрно-политического диалога» Флориан Амерсдорффер. В ходе мероприятия участники обсудили возможности и задачи развития отечественного органического производства, а также основные направления взаимодействия с зарубежными партнерами.

Сергей Белоусов, открывая мероприятие, заметил: «Мы несколько лет продвигали закон об органическом производстве. Сегодня российская экспозиция представлена 11 компаниями, это прекрасная возможность заявить о себе. Мы надеемся, что с принятием закона с каждым годом российских участников будет все больше, а ассортимент их продукции расширится». Он также подчеркнул, что «Россия с ее большими запасами залежных земель имеет все шансы занять на мировом рынке достойное место.» С точки зрения сенатора, органическое сельское хозяйство тесно связано с развитием сельских территорий, агротуризма, малого бизнеса, поэтому будущее – за органическим сельским хозяйством. Для успешного развития рынка органической продукции как внутреннего, так и внешнего, по мнению С. Белоусова, необходима разработка стратегии развития органического сельского хозяйства, предусматривающая ряд мероприятий, в том числе определенные меры господдержки, программы подготовки специалистов в вузах, борьбу с фальсификатом.

С 1 января 2020 года в Российской Федерации действует Федеральный закон о производстве органической продукции, подчеркнул заместитель Министра РФ Максим Увайдов. Данный закон направлен, прежде всего, на введение единых требований к производству и маркировке российской органики, а также устранение недобросовестных маркетинговых практик. «В будущем мы хотим, чтобы отечественному знаку органической продукции стали доверять и зарубежные потребители, так же как сегодня они доверяют «зелёному листку». Это стало бы первым шагом к взаимному признанию такой продукции, что, в свою очередь, существенно облегчило бы возможность выхода наших товаров на зарубежные рынки.» Кроме того, в ходе мероприятия М. Увайдов особо отметил большие возможности для экспортного потенциала отечественной органической продукции. Также Максим Увайдов заметил, что в России внедряются уже несколько образовательных программ в сфере производства органики, а на базе Тимирязевской академии будет создан Центр компетенций, который будет готовить специалистов в области органического сельского хозяйства.

В ходе дискуссии руководитель Роскачества Максим Протасов представил основные «блоки» деятельности своей организации в сфере органики. «Стандартизация» - предусматривает разработку 5 стандартов, на разработку двух стандартов по дикоросам и биопрепаратам получено государственное финансирование, два стандарта из пяти уже разработаны и проходят процедуру обсуждения. «Обучение и консультирование» - цель данного блока - оказание содействия производителям по переходу на органическое производство. Для этого создаются дополнительные образовательные продукты и консультационные центры, так , н-р, Роскачеством и Российским государственным аграрным университетом им. Тимирязева сформирована программа повышения квалификации. Правительством РФ перед Роскачеством поставлена задача - просвещение потребителя и оказание содействия в продвижении органической продукции. Данное направление деятельности реализуется через блок «Продвижение – фокус и инструменты». Для этого используется весь набор маркетинговых инструментов: работа со СМИ, продвижение в местах реализации продукции, маркетинг в социальных сетях, выставочная деятельность и прямая реклама.

Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза, напомнил, что один из первых российских производителей органики получил международный сертификат в 2009 году, и этот год можно считать началом развития органического сектора в России: «Пока у нас небольшой рынок, это 184 млн евро, но мы амбициозны в своих планах, и мы бы хотели, чтобы наш внутренний рынок органики достиг уровня в 5 млрд евро.» С точки зрения эксперта, есть закономерность: на каждый 1 млн гектаров земли, введенный в органический оборот, можно получить продукции на 1 млрд 100 млн евро. Россия сейчас обладает большим количеством земли, примерно 12 млн гектаров, которую можно быстро ввести в органический оборот. С этой площади можно получить органической продукции на 15 млрд евро. «Когда мы создавали закон, мы рассчитывали на свое собственное производство, но мы понимаем, что и без импортеров нам не обойтись». Сейчас, уточнил Олег Мироненко, на полках российских магазинов из органической продукции 85 процентов – импортная органика, остальное – российская, однако в планах российского сектора органики довести эту цифру до соотношения 50 на 50. Взаимное сотрудничество, по мнению Олега Мироненко, во многом зависит от того, как быстро Россия и зарубежные страны выйдут на взаимопризнание стандартов. «В ближайшее время наша задача обеспечить прозрачность с точки зрения правил игры. Сейчас мы выстраиваем внутренние правила, а также нам важно установить прозрачные правила взаимодействия с зарубежными импортерами органики, - отметил Олег Мироненко. – Но мы будем создавать конкурентный рынок».

Свое видение развития органического сельского хозяйства в России представил Штефан Дюрр, генеральный директор ООО «ЭкоНива-АПК Холдинг», которая впервые приняла участие в выставке BioFach еще в 1995 году. В начале 90 – х годов «ЭкоНива» производила органическую гречку в небольших объемах, и в том числе из-за малых объемов не смогла выдержать конкуренцию со стороны китайских производителей. На сегодняшний день «Савинская Нива», одна из компаний холдинга, производит органическое молоко в объеме 2500 л и поставляет органическую говядину для производства детского питания Hipp Русь. Кроме того, в производстве также есть органические гречка, зерновые, горох. На данный момент продукция продается в сети «Глобус», «Ашан» и др. При наличии большего спроса «ЭкоНива» могла бы увеличить количество производимой органической продукции. По мнению Штефана Дюрра, сегодня существуют 2 принципиальных фактора, влияющих на готовность потребителя покупать органик-продукты. «На сегодняшний день органик-молоко продается плохо. Проблема не в цене, а в знаниях». Распространение информации и знаний среди населения страны, с одной стороны, и повышение доверия покупателей, с другой, - ключ к увеличению спроса потребителя на бренд «органик».

Сертификационная компания «Органик эксперт», генеральным директором которой является Татьяна Волкова, работает на органическом рынке уже с 2012 года. Основная проблема в сфере сертификации, по мнению руководителя компании, это кадровый вопрос. Именно вопрос количества специалистов, а не их качество. «Наша система ничем не отличается от европейской, законодательство и регулирование такое же, аккредитованы мы по тому же стандарту, что и европейские органы по сертификации – это ISO17065. Наши специалисты постоянно повышают квалификацию и проходят стажировки, в том числе у зарубежных коллег. Но у нас мало специалистов. Например, в нашей компании – 3 эксперта, в Роскачестве 5 человек, в третьей российской компании-сертификатора тоже 3 специалиста, и это катастрофически мало на большую страну. Поэтому остро стоит вопрос обучения и подготовки кадров», - отметила Татьяна Волкова. В решении вопроса по обучению российских экспертов для сертификации она надеется на помощь коллег из Европейского союза.

Илья Калеткин, председатель совета директоров группы компаний «Аривера», подчеркнул, что его предприятие свой первый европейский сертификат получило в 2009 году, тем самым став практически первым сертифицированным производителем органической продукции в России. Сейчас у компании 4,5 тысячи гектаров земли. «Аривера» производит большую линейку круп, зернового сырья. «Мы также первыми в России получили европейский сертификат на мед», - заметил Илья Калеткин. Большим спросом пользуется первая российская органическая водка «Чистые росы», производимая Саранским ликероводочным заводом, объемы ее продаж удваиваются ежегодно. «Аривера» также является крупным импортером органической продукции. Получение российских сертификатов импортерами, особенно если это небольшие компании, отметил предприниматель, - сложный вопрос, поскольку стоимость сертификатов очень высокая. «Важно этот вопрос мониторить вместе с государственными органами, чтобы отечественный потребитель имел доступ к этой импортной продукции». Для решения вопроса зарубежным сертификаторам стоит получить аккредитацию в Росаккредитации, чтобы иметь возможность выдавать российским компаниям и европейский (или американский), и российский сертификат. Это было бы большой поддержкой и уважением к российскому знаку органики. Российские сертификаторы также могли бы получить аккредитацию в Европейской комиссии на право выдачи сертификатов европейского образца. «Все это облегчило бы для производителей переходный период взаимного признания, сложный и политически, и технически».

Бернвард Гайер, директор Колабора GmbH (Германия), посол IFOAM, отметил, что для развития органического производства в России важно сотрудничество с зарубежными партнерами. «У России, действительно, есть большой плюс – огромные ресурсы земли. Мы делаем ставку на российскую душу, на красоту России, на земли России. Это ценности, которыми надо пользоваться». Бернвард Гайер подчеркнул важность включения огромных земельных площадей России в органику: «Это, безусловно, огромная работа. Но я оптимист.»

Подводя итоги дискуссии, ее участники отметили, что повышение доверия потребителя к органике, готовность общества вести здоровый образ жизни и строить более здоровый рацион семьи, а также понимание ценности сохранения природы и окружающей среды необходимо использовать для дальнейшего эффективного развития данного сектора.

Фото: ЕкоНива и АПД