Видеоконференция в рамках мероприятий Экспертного совета "Развитие сельских территорий" на тему "Рамочные условия устойчивого развития сельских территорий в России и Германии, включая выравнивание условий социально-экономического развития регионов"
Заседание Экспертного совета (далее - ЭС) было приурочено к мероприятиям Российско-Германского тематического года «Экономика и устойчивое развитие» 2020-2022. Повышение уровня занятости, качества жизни сельского населения, доступности социальных услуг остаётся стратегически важной государственной задачей как в России, так в Германии. В рамках мероприятий АПД на протяжении более двух десятилетий обсуждаются системные политические и практические меры, проблемы и возможные пути их решения для создания оптимальных условий для устойчивого развития сельских территорий.
В своем приветственном слове сопредседатели Экспертного совета от российской и германской стороны Александр Петриков и Антье Фрезе приветствовали участников заседания и представили приглашенных экспертов, в том числе Алексея Ситникова, члена Комитета ГД РФ по аграрным вопросам, и Беттину Ауэрбах, руководителя управления «Демография» Федерального министерства внутренних дел Германии.
Александр Петриков сообщил о рамочных условиях устойчивого развития сельских территорий в России, включая выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная роль в создании рамочных условий для развития сельских территорий в России принадлежит Министерству сельского хозяйства. В настоящее время Министерство осуществляет реализацию трёх государственных программ: госпрограммы развития сельского хозяйства, госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий», госпрограммы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса РФ.
За последнее время произошли изменения в правовой базе сельского развития, в том числе с 1 января 2021 года вступили поправки в федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части поддержки инициативных проектов граждан. Парламентом планируется рассмотреть федеральный закон по вопросам развития сельского туризма (агротуризма). Александр Петриков выразил благодарность германским экспертам за консультации. Президент РФ подписал указ о мерах в области экологического развития и климатических изменений (до 2050 года планируется сократить накопленный объем эмиссии парниковых газов до более низких показателей, чем в Европе).
К актуальным задачам относятся увеличение финансирования госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий», принятие дополнительных мер по диверсификации сельской экономики за счёт несельскохозяйственной деятельности, приоритетная поддержка малых и средних форм сельского предпринимательства.
Цель по выравниванию впервые четко сформулирована в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, где поставлены конкретные задачи по сокращению межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, в частности сельского населения. Существует очень широкий спектр инструментов по выравниванию уровня социально-экономического развития регионов, в том числе и в сельской местности. По отношению к селу, на взгляд А.В. Петрикова, эти меры требуют дальнейшего совершенствования, так как в регионах с низким уровнем социально-экономического развития используются показатели по региону в целом, а не по сельским территориям. Представляется целесообразным установить регионы с низким уровнем социально-экономического развития села и разрабатывать по отношению к ним специальные программы.
Ральф Волькенхауэр, представитель Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства, познакомил участников ЭС с актуальными направлениями ЕАП в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий. С 2023 года начнется новый период финансирования. В соответствии со Стратегическим планом ЕАП страны-члены ЕС представляют Еврокомиссии и общественности свои цели в сфере поддержки сельского хозяйства, охраны окружающей среды на сельхозтерриториях и защиты климата, а также в области развития сельских территорий в течение определенного периода финансирования.
Политическими основами и рамочными условиями для реализации политики в интересах сельских территорий и обеспечения равноценных жизненных условий являются:
- Выводы по работе комиссии «Равноценные жизненные условия»;
- Отчет Федерального правительства о развитии сельских территорий;
- Атлас Германии 3.0 Института Тюнена;
- Земля.Перспективы 2030 – принципы интегрированного развития.
Среди трудностей в развитии для сельских территорий со слабой структурой экономики следует отметить дальнейшее старение и сокращение населения, рост числа пустующих жилых зданий, утрата центрами поселений их функций, недостаток специалистов и привлекательных рабочих мест, риск дальнейшей деградации территории и роста социальной напряженности. Наряду с этим наблюдаются дальнейшая централизация населения и экономики, концентрация населения и экономической активности в крупных агломерациях и недалеко от них, спад экономики в старых промышленных городах и регионах. Цифровизация может создать новую возможность для привлекательности сельских регионов. В связи с эти предлагается сделать акцент на малых муниципалитетах, предприятиях и объединениях, на (сельских) регионах со слабой структурой экономики (напр., строительство и долгосрочное развитие перерабатывающих предприятий), усилить муниципальное финансирование (взимание налогов по месту жительства), уделить достаточное внимание цифровизации, мобильности и переходу на альтернативные источники энергии на селе и др.
Алексей Ситников, депутат ГД РФ от Костромской области, отметил, что качество жизни в этом регионе не соответствует современным представлениям. На 1 января 2021 года численность населения на данной территории составила 663 тыс. человек. Уровень урбанизации - 72%. Протяжённость Костромской области с востока на запад почти 600 км, 29 муниципальных образований существенно отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития, сельские населенные пункты менее комфортны для проживания, отмечается высокий уровень миграции. С целью решения существующих проблем Костромская область участвует в госпрограммах. Реализована программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции». В 2019 году индекс производства сельского хозяйства составил 102%, в том числе в растениеводстве – 108%. В 2017 году для нашей территории и ряда других территорий был принят повышающий коэффициент несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям (в 1.7 раза), а также применялся повышенный коэффициент при предоставлении субсидии на возобновление плодородия. Завершена госпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий», в ходе которой были улучшены жилищные условия более 1000 человек, и в целом качество жизни изменилось в лучшую сторону для 30.000 человек, но это не остановило миграции, так как программа не ставила целью комплексное развитие. В отношении региональных программ хорошо зарекомендовала себя губернаторская программа развития северо-востока области. Как результат стоит отметить приток более 400 человек в район с численностью в 2500 человек. На региональном уровне принят Закон о бесплатном выделении сельхозземель фермерам с целью возвращения в оборот пустующей пашни. За получением земельных участков обратились почти 100 заявителей и 10 га было передано в пользование фермерам, но в 4 муниципальных образованиях не было подано ни одной заявки. По инициативе губернатора с 2015 года осуществляется поддержка начинаний самих жителей по благоустройству населенных пунктов по номинациям: местные инициативы и дорожная деятельность. Комплексно подходить к изменению ситуации в настоящее время позволяет разработанная и реализуемая с 2020 года программа «Комплексное развитие сельских территорий». Ведется деятельность по трансформации программы, чтобы регионы с низким уровнем социально-экономического развития имели шанс на реализацию большего количества проектов, прошедших конкурсный отбор. Кроме того, приняты соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие сферу производства органической продукции. В этой области также существуют перспективы для развития льняной и конопляной промышленности (производства и переработки).
В свою очередь, Беттина Ауэрбах сделала доклад о мерах по созданию одинаковых условий жизни в регионах с низким уровнем социально-экономического развития в Германии. В этих целях в Министерстве внутренних дел Германии был создан специальный отдел. На сегодняшний день можно подвести промежуточные итоги работы, было принято 12 приоритетных мер, которые нацелены на структурно слабые регионы с помощью новой общегерманской системы поддержки, на создание рабочих мест в структурно слабых регионах, на расширение широкополосной и мобильной связи по всей стране, на улучшение мобильности и транспортной инфраструктуры в сельской местности, на укрепление деревень и сельских районов, на содействие развитию городов и социального жилья. Должное внимание уделяется в сельской местности улучшению взаимодействия, повышению активности граждан на муниципальном уровне. Кроме того, политика в условиях пандемии коронавируса изменилась. Сейчас особое внимание уделяется аспектам, связанным с окружающей средой, работе с молодежью. В Германии акцент делается на децентрализацию структуры расселения и экономики, снижение загруженности агломерации. Благодаря развитию цифровых технологий нивелируются различия между густонаселёнными и малонаселенными сельскими территориями. В связи с этим к ближайшей цели относится обеспечение скоростным интернетом как минимум 97% территории Германии и почти 100% домохозяйств. Кроме того, очень важно улучшить региональную экономическую структуру. Определяются показатели, в соответствии с которыми принимается решение о выделении субсидий на реализацию проекта. Также принято решение о новой программе: проведении специального конкурса проектов, победитель которого сможет претендовать на то финансирование, которое не было освоено в предыдущем году. Министерство планирует создавать новые рабочие места в структурно слабых регионах, увеличить инвестиции в развитие Федеральной транспортной инфраструктуры, например, в проект по развитию велосипедной инфраструктуры в рамках программы «Город и село» с целью разгрузки дорожной сети.
Отчет о текущей ситуации в Германии показывает, что экономическое развитие структурно слабых регионах отстает от остальной части страны, что также отражается на социальной ситуации, обеспеченности социальной и технической инфраструктурой и спектре услуг. Создание равноценных условий жизни является задачей для всех заинтересованных в этом участников: федерального правительства, федеральных земель, муниципалитетов, бизнеса, науки, гражданского общества и, прежде всего, самих жителей регионов.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА ВРЕМЕННО ПРИОСТАНОВЛЕНЫ
31.01.2025
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА ВРЕМЕННО ПРИОСТАНОВЛЕНЫ
31.12.2023