<< вернуться к списку

КРУГЛЫЙ СТОЛ В ФОРМАТЕ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО ТУРИЗМА: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВЫЗОВЫ»

29 апреля 2021 года проектом "Германо-Российский аграрно-политический диалог" была организована видеоконференция «Развитие аграрного туризма: перспективы и вызовы», основными темами которой стали: развитие и создание благоприятных рамочных условий для развития агротуризма на федеральном, муниципальном и региональном уровнях, создание эффективных международных инструментов по обмену опытом в сфере органического земледелия и агротуризма, обсуждение роли фермера и его семьи в развитии аграрного туризма, роль главы поселения в создании нового сегмента сельской экономики, значение участия студенческой молодежи в развитии кластерной политики в сфере органического земледелия и агротуризма. Новое направление туристской деятельности активно обсуждали представители политики, научного сообщества, регионов, а также эксперты проекта.

Открывая мероприятие, заместитель руководителя АПД и модератор конференции Татьяна Дамм отметила актуальность развития национального туризма, в особенности такого направления, как агротуризм и обратила внимание на его взаимосвязь с органическим земледелием.

В своем приветственном слове к участникам конференции член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Светлана Максимова подчеркнула нужность и важность направления сельского туризма для сельхозтоваропроизводителей, как одного из направлений туризма, способного оживить жизнь на селе, а также поделилась мечтой о создании «тропы фермеров». В ГД внесен законопроект о сельском туризме, предлагается закрепить понятие «сельский туризм» в федеральном законодательстве о туристской деятельности, определить условия оказания услуг, а также полномочия Правительства по регулированию и господдержке этого направления туризма.

Заместитель директора Департамента развития сельских территорий Минсельхоза России Рената Бибарсова уточнила, что на 19 мая назначено первое чтение внесенного в Думу законопроекта. В законе существует разделение понятий - «сельский туризм» и «агротуризм». Последний тесно связан с деятельностью сельхозпроизводителей. Принятие этого закона особенно важно для разработки мер господдержки. Агротуризм для населения предоставляет новые рабочие места, увеличивает доходы людей. Для бизнеса здесь открываются возможности для получения дополнительного дохода и инвестиционной деятельности на селе. Для государства развитие агротуризма будет иметь положительный эффект в сфере совершенствования инфраструктуры, сбалансированности расселения граждан, а в целом в области социально-экономического развития сельских территорий муниципальных образований.

Председатель Краснодарской краевой общественной организации «Содействие возрождению села» Зарема Фатикова познакомила участников конференции с опытом Краснодарского края в области сельского (аграрного) туризма. В 2004–2021 годах были разработаны и реализованы муниципальные целевые программы развития туризма в Крымском районе. В 2011-2012 годах появилась долгосрочная краевая целевая программа «Развитие органического земледелия, производства органических продуктов питания и агротуризма в Краснодарском крае на 2013 – 2016 годы». Взаимодействие осуществляется на основе системы Соглашений о межсекторном, межмуниципальном, международном сотрудничестве в сфере развития аграрного туризма. Взаимообмен успешным опытом относится к одному из инструментов развития. В Краснодарском крае существует поддержка сельских инициатив – информирование, консультирование и обучение. К основным партнерским проектам относится, в том числе и Международная школа агротуризма, деятельность которой направлена на целевую группу сельхозтоваропроизводителей. Партнёром Программы развития аграрного туризма в Краснодарском крае "Парк Юга России" также стал практик в области кластерной проблематики, генеральный директор инжиниринговой компании "Arteres" Жан-Франсуа Буассон.

С ситуацией, сложившейся в области агротуризма в ЕС и в Германии, с условиями развития успешной стратегии агротуризма, отличиями этого направления туристической деятельности от других, региональной реализацией проектов и мерами господдержки познакомил участников конференции эксперт АПД Йенс Шапс.

Чем разнообразнее спектр туристических предложений в крестьянском хозяйстве, тем больше доля этого вида деятельности в добавленной стоимости. Валовая добавленная стоимость в секторе агротуризма Германии составляет 900 млн евро при 17 тыс. занятых. По-прежнему остаются проблемы с молодыми кадрами, поэтому им нужно оказывать содействие и искать альтернативные решения. Формирование мер поддержки относится к компетенции прежде всего регионального уровня. Новый период поддержки (с 2023 года) оставляет за регионами еще большую свободу в определении приоритетных направлений для господдержки в их стратегических планах. В будущем требования к устойчивости агротуристических инвестиционных проектов, реализуемых с господдержкой, станут более строгими, так что их безопасность для окружающей среды и климата должна быть представлена так же убедительно, как и экономический эффект от их реализации.

Советник департамента по вопросам аграрной политики, по делам ЕС и международному сотрудничеству Министерства продовольствия, сельского и лесного хозяйства федеральной земли Бавария Мартин Шюсслер поделился информацией о развитии аграрного туризма на региональном уровне на примере Баварии и отметил, что благодаря кооперации на муниципальном уровне повышается привлекательность регионов. В настоящий момент около 4 тыс. предприятий предлагают отпуск на крестьянском подворье. 45% предприятий входят в состав сельхозпредприятия и 51% предприятий существуют как основной вид деятельности владельца. Центральным элементом является крестьянское подворье: 80% предприятий, предлагающих отпуск на крестьянском подворье, активно занимаются сельским хозяйством, 6% приходятся на коневодческие фермы, винодельческие и садоводческие хозяйства, а 14% составляют подворья, где активная сельскохозяйственная деятельность уже не ведется. В федеральной земле Бавария наблюдается рост профессионализма и расширение предложения, развитие менеджмента качества, ориентация на линейку продуктов и распространение маркетинга со стороны зонтичного бренда. Кроме того, большое внимание уделяется подготовке кадров и повышению квалификации. На проводимых семинарах предоставляется возможность найти индивидуальные решения для организуемого предприятия, разработать и опробовать предпринимательскую концепцию для отпуска на крестьянском подворье. Стратегия, адаптированная к конкретному предприятию, обеспечивает стабильную эффективность, надежность предприятия.

К тенденциям развития относятся: рост числа туристических предприятий, не занятых в активном сельском хозяйстве (отпуск на крестьянском подворье превращается в отпуск в деревне), требований в сфере качества и маркетинга, нехватка молодых кадров, распространение цифровых технологий для гостей, спрос на проведение отпуска в деревне из-за распространения коронавирусной инфекции.

Начальник отдела международных связей Кубанского государственного аграрного университета Дарья Чурянина выразила заинтересованность в обмене опытом и сообщила о некоторых направлениях международной деятельности, уже реализуемой в вузе. Студенты проходят практику на фермерских хозяйствах Германии от 6-12 месяцев, на предприятиях АПК Баварии, Испании.

Глава Новопавловского сельского поселения Белоглинского района (Краснодарский край) Лариса Склярова рассказала о проекте «В гостях у бабушки». Знание истории малой родины, традиций предков очень важны. Собрав во время экспедиции 2182 экспоната, участники проекта приступили к созданию интерактивного фольклорного музея (хата с традиционным кубанским устройством). Поселение включили в команду местного развития, (межсекторное развитие и сотрудничество органов власти, некоммерческого сектора и научно-образовательных организаций). Поселение активно работает по развитию сельских территорий с помощью сельского туризма, так как в стратегии развития Краснодарского края до 2030 года сельский туризм рассматривается как перспективное развитие сельских территорий.

Исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко заметил, что от 20% до 30% всех путешествующих туристов (ок. 700 млн. человек) предпочитают аграрный или сельский туризм. Исследования показали, что одним из решающих моментов при выборе места отдыха является организация питания, включая национальные блюда из органических продуктов. Олег Мироненко представил интересные факты развития сельского туризма и органического сельского хозяйства, например, в странах Европы около 500 тыс. хозяйств занимаются агротуристической деятельностью, и ровно такое же количество использует способы ведения органического сельского хозяйства.

Участники конференции были едины во мнении, что сельский и аграрный туризм могут улучшить доходы и потенциальную экономическую жизнеспособность небольших фермерских хозяйств, и отметили важность обмена знаниями, накопленным опытом для реализации проектов на территории России.