<< вернуться к списку

Cеминар «Успешный опыт кооперативов и кооперативных объединений по производству и сбыту молока и молочной продукции в Германии»

17 декабря 2021 года в рамках мероприятий АПД, посвященных сотрудничеству между союзами сельхозпроизводителей АККОР и ГКС, был проведен практический семинар на тему: «Успешный опыт кооперативов и кооперативных объединений по производству и сбыту молока и молочной продукции в Германии». Эксперты проекта «Германо-Российский аграрно-политический диалог» поделились с российскими участниками опытом объединения сельхозпроизводителей Германии для реализация производимой молочной продукции.

Йенс Шапс отметил, что молочное животноводство – это важнейший из секторов сельского хозяйства Германии (33 млн т и 11 млрд евро в сырой продукции). На 58 тыс. предприятий
содержится в среднем по 70 коров (8,500 кг надоев). В Европейском союзе Германия занимает первое место по производству молока, а германскими сельхозпроизводителями накоплен большой опыт, в том числе по совместной реализации молочной продукции. На сегодняшний день существуют зарегистрированные кооперативы и признанные объединения, отличающиеся друг от друг, например, целями создания, основой капитала. На семинаре выступили представители как одной, так и другой формы организации и познакомили российских производителей с направлениями своей деятельности.

Кооператив по производству и сбыту молока и молочных продуктов NordseeMilch eG представили Франк Петерсен, председатель наблюдательного совета, и Александр Диль, помощник руководителя. NordseeMilch eG - эффективное предприятие среднего бизнеса, на котором производится примерно 170 млн литров питьевого молока для розничной торговли продуктами питания, а также предлагается модель фиксированной цены. 200 членов кооператива могут зафиксировать цену на молоко, основанную на биржевых ценах на сливочное масло и обезжиренное сухое молоко на EEX, фьючерсной бирже в Лейпциге. Но сегодня уже недостаточно просто обеспечить стабильные поставки качественных и недорогих продуктов питания, выдвигаются дополнительные требования (содержание сельскохозяйственных животных в условиях, соответствующих потребностям биологического вида, органическое производство, производство региональной продукции и т.п.). Перед аграрным сектором стоят большие задачи экономического и социального характера. Просто обеспечить стабильные поставки качественных и недорогих продуктов питания уже недостаточно, выдвигаются дополнительные требования (содержание сельскохозяйственных животных в условиях, соответствующих потребностям биологического вида, органическое производство, производство региональной продукции и т.п.).

Необходимо в течение короткого времени найти ответы на целый ряд вопросов, касающихся, в частности, формы содержания животных, углеродного следа, защиты климата и климатической нейтральности. В связи с этим больше на четыре цента за 1 л молока получают сельхозтоваропроизводители, содержащие животных в благоприятных для них условиях.

О кооперации производителей на конкурентном молочном рынке, организации и задачах на примере объединения производителей «Качественное молоко из Саксонии» сообщил директор объединения производителей Ромуальд Пентка. Объединение, состоящее из 20 членов, организовано на добровольной основе, не существует никаких взносов в уставной капитал. В маркетинговую стратегию входит следующее: скупка у всех членов сырого молока, организация транспортировки и контроль качества, заключение договоров и контрактов, расстановка приоритетов.

Для успешного развития объединения необходимо постоянно наблюдать за рынком, за банкротством предприятий, учитывать проблему производителей молока без генных технологий и обычного, изменение вкусов потребителей (спрос на органическое молоко).

Российские сельхозпроизводители – члены АККОР с интересом и вниманием заслушали выступления германских коллег, задали волнующие их вопросы, например, о создании добавленной стоимости в объединениях, и были бы рады продолжить дальнейшее сотрудничество и обмен знаниями.