<< вернуться к списку

Российско-германский экспертный семинар «Информационные системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна. Подходы практических решений в России и Германии»

20 декабря 2021 года Федеральное государственное бюджетное учреждение науки ФГБУ «Центр оценки качества зерна» совместно с Проектом Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии «Германо-Российский аграрно-политический диалог» (АПД) провело российско-германский экспертный семинар по обмену опытом на тему «Информационные системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна. Подходы практических решений в России и Германии».

Открыл семинар доклад на тему «Организация информационного обеспечения прослеживаемости зерна и продуктов его переработки, планы ее дальнейшего развития (цели и учитываемые показатели, участники, инструменты реализации) в России и Германии». Содокладчиками выступили Зайченко Инна Георгиевна, заместитель директора ФГБУ «Центр оценки качества зерна», и Кристоф Буххольц (Christof Buchholz), коммерческий директор Ассоциации зерновых трейдеров Гамбургской биржи (VdG).

Зайченко Инна Георгиевна охарактеризовала нормативно-правовые основы для организации государственного мониторинга и контроля качества зерна и продуктов его переработки, которые предусматривают, в том числе, создание, развитие и эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки (ФГИС «Зерно»). Еще одним существенным элементом данного мониторинга и контроля является создание Реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение зерна. Формирование и ведение этого реестра осуществляет Минсельхоз России, а информацию для него предоставляют организации, осуществляющие хранение, верификацию данных проводят Россельхознадзор и ФНС России.

На старте ФГИС «Зерно» она охватит собственно зерно, а с 1 марта 2023 года в механизм прослеживаемости планируется включить ряд продуктов переработки зерна, в том числе муку, смеси для приготовления хлебобулочных изделий, отруби, зерновые продукты для завтрака, крахмал, глютен и др. с дальнейшим расширением их перечня.

Доступ к информации в ФГИС «Зерно» будет открытым, но с учетом соблюдения требований информационной безопасности, защиты личных данных и коммерческой тайны. В настоящее время ведется тестирование системы четырьмя независимыми компаниями-тестерами.

Законодательно также определен порядок взаимодействия ФГИС «Зерно» и иных государственных информационных систем, в т.ч. находящихся в ведении Россельхознадзора, ФТС России, Росаккредитации, Росрезерва и других учреждений, осуществляющих государственный мониторинг зерна. Налаживание эффективного взаимодействия между ними призвано оптимизировать процесс передачи и обмена информацией между заинтересованными ведомствами и облегчить этим процесс подачи данных со стороны заявителей.

Кристоф Буххольц в своем докладе осветил вопросы прослеживаемости в германской торговле зерном. Начал он с того, что дал определение «прослеживаемости» в продовольственной цепочке в Германии, где «прослеживаемость означает возможность прослеживать пищевой продукт по всем стадиям производства, переработки и сбыта. Это обеспечивается за счет того, что на каждой стадии товаропроводящей цепочки пищевых продуктов известны и введены в базу данных как минимум непосредственный субпоставщик и непосредственный получатель». При этом различается прослеживаемость снизу вверх (от производителя к потребителю) и сверху вниз (от потребителя к производителю). Требование обеспечения прослеживаемости подразумевает, что предприниматели пищевой промышленности обязаны применять системы и методы прослеживания и соответствующую инфраструктуру, а соответствующие официальные ведомства осуществляют мониторинг и контроль за соблюдением этих требований.

Правовые основы для обеспечения прослеживаемости в пищевой цепочке в ЕС сформулированы Регламентом Европейского Парламента и Совета ЕС 178/2002 от 28 января 2002 г. об установлении общих принципов и требований продовольственного законодательства, об учреждении Европейского органа по безопасности пищевых продуктов, а также об установлении процедур в отношении безопасности пищевых продуктов. Среди прочего он устанавливает обязанность документирования по принципу «Один шаг вперед, один шаг назад». Это означает, что предприниматель пищевой промышленности должен: внедрить у себя системы и процессы, позволяющие ему определить, кто является его прямым поставщиком и прямым получателем его продукции; иметь возможность установить связь „поставщик – принятая продукция“ (какой поставщик какую именно продукцию поставил); иметь возможность установить связь „отгруженная продукция - получатель“ (какая продукция какому именно клиенту была поставлена).

Прослеживаемость должна обеспечиваться на всех этапах цепочки создания стоимости при торговле сельскохозяйственной продукцией, начиная от поставок средств производства для аграриев и заканчивая дистрибуцией конечному потребителю, в том числе при транспортировке и хранении.

При экспорте и импорте учитываются следующие аспекты: хотя положения, касающиеся прослеживаемости, не действуют за пределами ЕС, но пищевые продукты, ввозимые в ЕС, должны отвечать соответствующим требованиям продовольственного законодательства ЕС. Экспортеров в странах торговых партнеров нельзя обязать, чтобы они выполняли действующие в ЕС положения о прослеживаемости за исключением тех случаев, когда существуют особые двусторонние соглашения. В отношении ввоза на территорию ЕС пищевых продуктов применяются положения упомянутого выше Регламентом Европейского Парламента и Совета ЕС 178/2002 от 28 января 2002 г. Импортеры также должны быть в состоянии указать экспортера в третьей стране.

Некоторые предприниматели-пищевики в ЕС требуют от своих торговых партнеров соблюдения требований к прослеживаемости, даже выходя за рамки принципа «Один шаг назад, один шаг вперед». Но при этом подобные договоренности закрепляются предпринимателем-пищевиком в заключаемом отдельном договоре, а не опираются лишь на отсылку к положениям, содержащимся в Регламенте ЕС.

В следующем блоке семинара о практических примерах из России и Германии использования систем прослеживаемости зерна и продуктов его переработки, о взаимодействии с поставщиками и покупателями, органами государственной власти рассказали Берникова Наталья Юрьевна, специалист по пищевой безопасности АО «Пермский мукомольный завод», и Катя Милес (Katja Mieles), консультант направления «Сырье и цепочки создания добавленной стоимости» Ассоциации предприятий зерновой, мукомольной и крахмальной промышленности, г. Берлин.

АО «Пермский мукомольный завод» занимает лидирующее положение по объемам производства муки в Пермском крае и ПФО, по России входит в десятку крупнейших мельниц страны. Основное направление деятельности – закупка, хранение и переработка зерна пшеницы и ржи, реализация готовой продукции в широком ассортименте (различные виды муки и круп). Суммарные производственные мощности позволяют перерабатывать в сутки до 1000 тонн зерна и выпускать порядка 750 тонн готовой продукции.

Завод приобретает зерно из лучших зерновых регионов страны и от местных производителей и реализует муку и другие виды продукции с использованием различных видов транспорта (железнодорожный, водный, автомобильный). Ключевыми партнерами завода являются крупные международные («Нестле», «Юнивелер») и российские компании.

С 2013 года на заводе началось внедрение системы управления качеством производства продукции. За это время был проделан комплекс работ и процедур, позволивший внедрить систему менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП). По итогам в 2014 году была впервые пройдена соответствующая сертификация, и с тех пор ежегодно проводится инспекционный контроль на подтверждение функционировании на предприятии СМБПП.

Одним из принципов, заявленных в Политике качества АО «Пермский мукомольный завод», является удовлетворение требований потребителей, и одним из таких требований было прохождение сертификации FSSC 22000, что было сделано в 2020 году. Это дает неоспоримые конкурентные преимущества, поскольку потребитель может быть уверен, что на всех этапах осуществляется контроль над безопасностью производственных процессов, снижены риски по выпуску небезопасной продукции.

Внедрение схемы сертификации FSSC 22000 знаменует важный шаг АО «Пермский мукомольный завод» на пути к единой международной аккредитации и признанию более высокого уровня безопасности выпускаемой продукции.

Сформированная на предприятии СМБПП включает протоколы по обеспечению прослеживаемости сырья и продукции внутри предприятия, что позволяет контролировать качество продукции от момента получения сырья и до момента реализации его потребителю.

Катя Милес (Katja Mieles) начала свой доклад о практической реализации требований прослеживаемости для германских предприятий зерновой отрасли с краткого представления Ассоциации предприятий зерновой, мукомольной и крахмальной промышленности. Данное объединение включает Ассоциацию Германских мельниц (мукомольные мельницы и мельницы для твердой пшеницы – на 2020 /21 год 185 мукомольных мельниц, из них 96 для спельты и 8 для твердых сортов пшеницы) и Ассоциацию переработчиков зерна и производителей крахмала (мельницы для обдирной продукции и риса; производители мюсли и крупяных продуктов (cereals); производители макаронных изделий; производители крахмала).

Нормативно-правовая регламентация деятельности германских мукомольных предприятий требует на основании «Закона о рыночной отчетности для избранных продовольственных товаров» и «Регламента о рыночной отчетности для избранных продовольственных товаров» предприятия масложировой, зерновой, крахмальной, кормовой, молочной и сахарной промышленности обязаны уведомлять о закупках сельскохозяйственного сырья, его запасах, переработке, сбыте, а также о запасах произведенной продукции.

Уведомление является обязательным для всех мукомольных предприятий с годовой выработкой муки свыше 1 000 тонн; до 5 000 тонн обязательное ежегодное уведомление, свыше этого ежемесячное уведомление.

Система подачи уведомлений реализована в электронном виде, что позволяет оперативно передавать данные в ответственные ведомства, а также публиковать их для заинтересованной общественности. Система собирает количественные данные по видам зерна, по видам производимой из него продукции, по каналам приобретения и реализации зерна и зерновой продукции и др. Регулярная подача этой информации позволяет обеспечивать прозрачность на всех звеньях производственной цепочки мукомольной отрасли, а также формировать разнообразные статистические отчеты, дающие актуальную количественную картину ситуации в отрасли (количество профильных предприятий и их распределение по регионам, объемы переработки зерновых, объемы произведенной продукции по видам и др.).

Для целей прослеживания качественных показателей зерна и зерновых продуктов также существует своя система, в которых учитываются результаты анализов проб зерна, отправляемых в специальные лаборатории.

Прослеживаемость пищевых продуктов на общеевропейском уровне регулируется согласно статье 18 Регламента Европейского Парламента и Совета ЕС 178/2002, положениями которой руководствуются в своей деятельности и предприятия мукомольной отрасли. В статье 18 Регламента ЕС 178/2002 не уточняется, какую именно информацию обязаны хранить предприниматели пищевой промышленности, но обычно она включает следующий минимум сведений: имя и адрес поставщика, точные сведения о полученных продуктах, имя и адрес клиента, точные сведения об отгруженных продуктах, дата и при необходимости время продажи или поставки, объем или количество, номера отгруженных партий или прочие номера.

В рамках внутреннего прослеживания на самом мукомольном предприятии системы электронной обработки данных позволяют отслеживать движение сырья и изготовленных из него продуктов в зависимости от их качества, сортности, мест и способов хранения и других показателей. Подобные системы отдельных мукомольных заводов объединены в единую сеть, и благодаря этому можно отследить историю каждой конкретной партии.

Довольно часто фиксируемые в договорах поставки клиентские требования к качеству и прослеживаемости выходят за установленные законом нормы, и подобные системы позволяют мукомольным предприятиям учитывать их, например, прослеживая источник сырья вплоть до конкретного поля или определять расширенный перечень качественных показателей (наличие остаточных количеств пестицидов и др.).

С заключительным словом выступил Шайкин Владимир Владимирович – советник административно-управленческого подразделения ФГБУ «Центр оценки качества зерна». Он отметил, что тема прослеживаемости пищевой продукции довольно нова для современной России, тогда как у стран Евросоюза накоплен более богатый опыт в этой сфере. При ознакомлении с этим опытом и его использовании важно учитывать специфику конкретных стран и систем, а также объем задач, вкладываемых в процесс «прослеживаемости». Согласно российскому подходу к прослеживаемости зерна и продукции его переработки, эти задачи не исчерпываются обеспечением качества и безопасности сырья и продукции, а также включают количественный учет, оценку и мониторинг оборота зерна, оценку потребительских его свойств. Ознакомление и изучение механизмов, которые используются для решения этих задач в Германии и показали свою эффективность, является важным и полезным шагом для выработки российских подходов в этой сфере.

Подводя итоги со своей стороны, германские эксперты отметили перспективность обсужденных вопросов, а также наметили темы для дальнейшего развития диалога, в том числе такие, как развитие и оптимизация работы с информацией в рамках систем электронной обработки данных и учет региональных аспектов в прослеживаемости пищевой продукции.

Полная версия обзора о мероприятии и презентации докладчиков в PDF приложении