<< вернуться к списку

Образование и повышение квалификации в аграрной сфере: проблемы, тенденции, перспективы

В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители Министерства сельского хозяйства, Министерства образования и науки, немецкие эксперты Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей, а также Немецкого крестьянского союза, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, представители Российской академии сельскохозяйственных наук, руководители образовательных учреждений, руководители сельскохозяйственных предприятий.

Открыла и вела слушания заместитель председателя Госдумы Надежда Герасимова.

Надежда Герасимова подчеркнула, что для управления современным агропромышленным комплексом необходимы высококвалифицированные кадры.

В числе проблем заместитель Председателя Госдумы назвала закрепление кадров в сельской местности и низкое качество подготовки специалистов.

Председатель Комитета по аграрным вопросам Валентин Денисов отметил, что российскому АПК не хватает порядка 80 тысяч специалистов с высшим образованием. По его словам, серьезно повысились требования к преподавателям. Он отметил важность сохранения заочной формы обучения в вузах, готовящих специалистов для АПК.

Председатель Комитета по образованию и науке Григорий Балыхин выделил 3 основные проблемы аграрного образования. Первостепенной проблемой является неудовлетворительное состояние материально-технической базы образовательных учреждений. Вторая проблема - это отсутствие эффективных социально-экономических стимулов для привлечения молодых специалистов для работы в сельской местности, а третья – это отсутствие должного внимания со стороны регионов и агробизнеса.

По мнению А.Петрикова, необходимо более тщательно подходить к определению потребности в специалистах, планированию приема в учебные заведения и разработке новых стандартов.

Коснувшись проблемы обновления материально-технической базы сельскохозяйственных учебных заведений, А.Петриков сообщил, что физический износ оборудования составляет около 70 процентов. На средства, выделенные Министерству для финансирования высшего образования в следующий плановый период, можно обновить лишь четверть устаревшего оборудования.

Бригитте Роггендорф, представитель Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей в своем докладе рассказала о германской системе профессионального образования, а Ханс-Бенно Вихерт, руководитель департамента образования Немецкого крестьянского союза и одновременно руководитель сельскохозяйственного предприятия подчеркнул, что германская система профобразования очень эффективна в силу её дуального характера. Ханс-Бенно Вихерт сообщил, что Германия нуждается в квалифицированных кадрах для АПК и что, разные организации ведут активную работу по закреплению молодых кадров в сельской местности.

Интересным и очень эмоциональным было выступление Татьяны Губиной, заместителя генерального директора группы компаний «ОАО Малино». По её словам «нам нужен не теоретик, закончивший Вуз, а практик, необходимо поднимать имидж села, имидж сельского работника».

По итогам обсуждения выработаны рекомендации Государственной Думе, Правительству, Министерству сельского хозяйства и Министерству образования и науки, органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля.