<< вернуться к списку

Последствия засухи в Германии в 2018 году. Обзор планируемых мер поддержки

Человечество сталкивалось со стихийными бедствиями и экстремальными погодными условиями с незапамятных времен. В этом отношении Германия является сравнительно безопасной страной. Согласно рассчитанному Университетом ООН Общемировому индексу риска, Германия располагалась на 147 месте среди 171 государства, вошедших в рейтинг. Однако в связи с глобальными изменениями климата риски наступления в Германии отдельных экстремальных погодных явлений увеличиваются.

Экстремально засушливое лето 2018 года вкупе с высокими температурами отрицательно повлияло на урожай и повысило опасность возникновения лесных пожаров. Негативные последствия этого проявились в регионах по-разному в зависимости от погодных условий и местоположения, однако в целом по стране они были весьма ощутимы.

Вопрос о том, какие существуют меры по регулированию ущерба и его предотвращению, а также к чьей компетенции это относится, стал этим летом актуален для многих аграриев Германии.

Если наводнения или ураганы признаются природными стихийными бедствиями, то засуха, заморозки и ливни классифицируются как «природные стихийные бедствия, приравненные к неблагоприятным погодным условиям». В соответствии с конституционно-правовым распределением полномочий между федерацией и федеральными землями, предоставление помощи в случае наступления подобных чрезвычайных природных явлений относится к компетенции федеральных земель (регионов).

Однако если подобное природное явление признается «чрезвычайным событием национального масштаба», то федерация имеет право предоставить финансовую помощь сельскому и лесному хозяйству в виде исключения в рамках так называемого «представления общегосударственных интересов». Для этого необходима комплексная оценка сложившихся обстоятельств.

Решение о том, являлась ли текущая засуха «чрезвычайным событием национального масштаба», принималось на основании предоставляемых федеральными землями отчетов о размерах понесенного ущерба и статистических данных об урожае 2018 года. Как показывают приведенные ниже статистические данные об урожае, засуха оказала существенное негативное влияние на сельское хозяйство Германии:

  • погектарная урожайность зерновых (без учета кукурузы на зерно) в 2018 году оказалась на 16 % ниже среднего показателя за последние три года;
  • самые существенные потери урожая отмечались в федеральных землях Шлезвиг-Гольштейн (- 31 %), Бранденбург (-27 %), Саксония-Ангальт (-26 %), Мекленбург – Передняя Померания (-25 %) и Нижняя Саксония (-26%).

Федеральный министр сельского хозяйства Германии Юлия Клёкнер (Julia Klöckner) 22 августа 2018 года официально объявила о том, что разразившаяся в этом году засуха признана «чрезвычайным событием национального масштаба». Федерация примет участие в финансировании программ помощи сельскохозяйственным предприятиям, для которых засуха стала угрозой к существованию.

Понесенный данными предприятиями ущерб оценивается примерно в 680 млн. евро. Федерация и федеральные земли совместно выделят до 340 млн. евро, чтобы компенсировать часть этих убытков. Из них половина, т.е. до 170 млн. евро, приходится на федеральные средства.

Конкретные аспекты совместной программы федерации и федеральных земель по предоставлению помощи обсуждаются с федеральными землями. Соответствующее административное соглашение в ближайшее время будет согласовано с федеральными землями. Его необходимо подписать как можно скорее, чтобы обеспечить оперативную поддержку пострадавшим аграриям.

Программа включает следующие ключевые моменты:

  • получателями помощи могут являться только малые и средние предприятия (МСП);
  • поддержка будет оказываться только предприятиям, находящимся под угрозой прекращения существования. Наличие угрозы прекращения существования признается в случае, когда после востребования других видов субсидий средств, имеющихся в распоряжении предприятия, не хватит, чтобы надлежащим образом продолжить функционировать до следующего хозяйственного года;
  • поддержка предоставляется только в случае, когда среднегодовой объем производства сельскохозяйственного предприятия в натуральном выражении снизился из-за засухи более, чем на 30 %;
  • размер субсидий может составлять до 50 % от понесенного ущерба. Максимальный размер материальной помощи в расчете на одно предприятие составляет 500 000 евро. Минимальный порог необходимости компенсационных выплат – 2 500 евро;
  • при определении размеров ущерба и суммы материальной помощи будет учитываться наличие у владельца предприятия имущества или дополнительных источников доходов, которые в адекватной мере могут быть направлены на поддержку предприятия. В таком случае размер компенсируемого ущерба или сумма компенсационных выплат будут сокращены.

Федеральные земли на основании национальной Рамочной директивы имеют право при наступлении природного стихийного бедствия или приравненных к нему неблагоприятных погодных условий предоставить сельскому и лесному хозяйству помощь в форме субсидий:

  • в случае стихийных бедствий могут быть компенсированы до 100 % общего ущерба;
  • в случае неблагоприятных погодных условий компенсации сельскому хозяйству могут составлять до 80 % общего ущерба, а в регионах с неблагоприятными условиями ведения производства до 90 %, если было уничтожено более 30 % от среднегодового объема производства пострадавшего сельскохозяйственного предприятия. В лесном хозяйстве компенсации могут составлять до 100 % общего ущерба.

Условием для этого является официальное признание компетентными ведомствами данного события в качестве стихийного бедствия или неблагоприятных погодных условий.

Наряду с профильной помощью со стороны федерации или федеральных земель, могут использоваться и другие возможности поддержки. В случае засухи таковыми являются:

  • предложенная Сельскохозяйственным рентным банком (Landwirtschaftliche Rentenbank) Программа поддержки ликвидности для предприятий сельского хозяйства, садоводства и виноградарства, столкнувшихся в 2018 году из-за засухи и непогоды с потерями урожая или ростом издержек;
  • предоставление федеральным землям полномочий разрешать с 1 июля 2018 года в качестве исключения, при дефиците кормов для животноводства, использовать для кормовых целей поля, законодательно (для поддержки биоразнообразия и пр.) временно выведенные из хозяйственного использования и отнесенные в структуре посевных площадей в качестве «экологических участков»;
  • предоставление Обществом по управлению и использованию земель (BVVG)[1] отсрочки арендной платы за сельхозугодья для предприятий, пострадавших от засухи;
  • возможность федеральному Минсельхозу путем издания специального распоряжения разрешить аграриям на ограниченный срок использовать «экологические участки» для выращивания смесей промежуточных культур для кормовых целей.

Также дополнительно могут быть приняты следующие меры поддержки:

  • пострадавшие предприятия могут подать заявку об отсрочке исполнения налоговых обязательств;
  • пострадавшие предприятия могут ходатайствовать об отсрочке выплаты отчислений на социальное страхование;
  • финансовые органы федеральных земель могут откорректировать размеры авансовых налоговых платежей и отказаться от взимания пеней за просрочку уплаты, процентов за предоставление отсрочки и от применения мер принудительного исполнения.

В названных мероприятиях речь идет о рамочной программе, ориентированной на отдельные случаи, допускающей различные возможности для индивидуального оказания общественной помощи. Одновременно программа также подчеркивает и обязанность самих предприятий к принятию мер предосторожности и самопомощи для предотвращения и ограничения размера ущерба. Сельскохозяйственные предприниматели, таким образом, изначально сами обязаны разрабатывать и реализовывать индивидуальные системы по управлению рисками для своих предприятий. Государство предполагает оказание дополнительной помощи в особых ситуациях, которые привели бы отдельные предприятия на грань выживания.

Управление производственными и рыночными рисками относится к самым важным задачам сельскохозяйственного или лесохозяйственного предприятия. При этом предприятия могут прибегать к разнообразным инструментам и мерам, которые являются составной частью надлежащего ведения сельского хозяйства. Наряду с сельхозтоваропроизводителями, все участники товаропроизводящей цепочки также обязаны разрабатывать и предлагать соответствующие продукты или услуги, которые помогают сельхозтоваропроизводителю лучше справляться с кризисными ситуациями.

Примеры мер по управлению рисками:

  • Адаптированные технологии производства: в рамках хорошей профессиональной практики имеется много возможностей компенсировать определенные погодные явления и экстремальные события, например, с помощью формирования севооборота, растительного покрытия почвы в зимний период или возделывания промежуточных культур. При выборе сортов нужно подбирать сорта, которые лучше приспособлены к новым условиям. Задача селекции - предоставить для этого соответствующие сорта. В качестве проверенных мер по уменьшению ущерба можно также назвать орошение при засухе, защитное дождевание при заморозках и градозащитные сети.
  • Диверсификация: колебания урожайности, эпизоотии или резкое падение цен в самых редких случаях наступают одновременно во всех направлениях производства. Поэтому у предприятий с несколькими экономическими направлениями есть возможность внутрихозяйственной компенсации рисков. Тренд в сельском хозяйстве идет в направление крупных и специализированных предприятий с немногими или даже только одной производственной отраслью. Это обусловлено большей частью экономическим давлением, чтобы снизить издержки и достичь лучших возможностей для сбыта продукции. Недостатком таких предприятий является более высокая кризисная нестабильность при колебании цен или урожайности.

То же самое относится к возделыванию сельскохозяйственных культур. Диверсификация структуры посевных площадей дает преимущества для биоразнообразия и может также способствовать большей кризисной устойчивости предприятия.

  • Формирование резервов: создание резервных фондов - это проверенный инструмент самострахования рисков. Оно предполагает, что предприятия находятся в состоянии в течение прибыльных лет сформировать соответствующие резервы.
  • Страхование: страхование - это частно-экономический инструмент для защиты от определенных рисков. Для немецкого сельского хозяйства имеется широкий ассортимент различных видов страхования. Напротив, последствия засух и наводнений не позволяют себя застраховать с экономически обоснованными издержками.

Прямые погектарные выплаты, рыночные меры и специальные антикризисные инструменты в случае необычных рыночных рисках образуют уже сегодня хорошо функционирующую подушку (сетку) безопасности. Для особенных обусловленных погодой ситуаций существует, кроме того, возможность оказания специальной государственной поддержки. В дополнение к этому сельскохозяйственные предприятия могут воспользоваться различными налоговыми положениями, инвестиционной господдержкой для мероприятий по предотвращению рисков, а также мерами для обеспечения ликвидности. В сфере животноводства большой вклад вносят эпизоотические фонды (кассы взаимопомощи).

Источник: Федеральное министерство продовольствия и сельского хозяйства Германии (BMEL) https://www.bmel.de/DE/Landwirtschaft/Nachhaltige-Landnutzung/Klimawandel/_Texte/Extremwetterlagen-Zustaendigkeiten.html


[1] Государственная структура, задача которой – управление, продажа и сдача в аренду невостребованных сельхоз- и лесных угодий на территории Восточной Германии, бывших ранее общественной собственностью в ГДР