<< вернуться к списку

Концепция «социально-экономического развития территорий» как основа для улучшения качества жизни в сельской местности

В последние годы в России обширные площади сельскохозяйственных угодий все чаще рассматриваются как потенциал для развития сельских территорий, но одновременно выражается озабоченность миграцией сельского населения, прежде всего молодежи, и ее последствиями. Поэтому особое значение приобретает выбор эффективных политических инструментов, так как ограниченный бюджет при реализации мер господдержки требует дифференцированного подхода, постановки приоритетов и учета их воздействия.

В Германии неравномерное распределение населения уже давно стало типичным признаком заселенных территорий. Городским территориям с высокой плотностью населения противопоставляется т.н. сельская местность с характерной неплотной жилищной застройкой, более низкой численностью жителей в населенных пунктах, значительной долей сельскохозяйственных и лесных площадей, а также расположением на периферии по отношению к крупным населенным центрам и незначительным количеством жителей на прилегающей территории. Германская условная градация сельских территорий варьирует от весьма слабо заселенных периферийных территорий («очень сельские») до густонаселенных центров-мегаполисов («несельские»).

Отличающиеся условия жизни в городской и сельской местности создают определенные социально-экономические сложности: как правило, на территориях с более высокой плотностью населения возможностей для разделения труда и специализации больше, благодаря чему средний доход здесь выше, а удельные затраты на обеспечение социальной и инженерной инфраструктуры за счет эффекта масштаба – ниже. Это стимулирует отток молодого сельского населения, что может привести к обострению противоречий между городом и деревней.

Для соразмерного реагирования, принятия ответных мер и постановки правильных приоритетов важно знать, на основании каких показателей можно определить эти отличия, а также от чего зависят эти показатели, влияют ли они друг на друга и как именно.

Далее будет представлен подход к характеристике сельской местности в Германии, показывающий, как определяется качество жизни сельских жителей в Германии и на чем основаны отдельные компоненты этой системы оценки. Возможно, эта концепция покажется интересной для российских читателей.

В Германии для характеристики и примерной классификации соответствующих регионов используется концепция т. н. «социально-экономического развития территорий». Федеральный научно-исследовательский институт сельских территорий, леса и рыболовства (Институт фон Тюнена) издает по этой тематике публикации, отражающие актуальную ситуацию в развитии сельских территорий c учетом названной концепции.

Речь идет о статистическом показателе или индексе, характеризующем на основании индикаторов официальной статистики ключевые составляющие, формирующие необходимые условия для жизни – доход, занятость, здравоохранение, образование, жилье, а также предоставление государственных услуг. Этот индекс включает девять индикаторов (далее представлены обзорно). Для выравнивания ежегодных колебаний при определении многих из них используется соответствующее среднее значение за три года:

- средний уровень безработицы (доля безработных среди гражданского населения, имеющего заработок);

- средняя валовая заработная плата или жалование без удержаний (сумма заработной платы или жалования, выплачиваемая местными предприятиями (вкл. вознаграждения в неденежной форме) в расчете на одного работника, обязанного делать взносы в фонд социального страхования, на рабочем месте);

- медианный доход (медианная величина дохода всех лиц, подлежащих обложению налогом на заработную плату и подоходным налогом) в указанный год;

- средний налоговый потенциал муниципалитета (объем муниципальных налоговых поступлений);

- среднее сальдо миграции молодежи в возрасте от 18 до 29 лет за три года (число прибывших за вычетом числа выбывших представителей возрастной группы в соответствующем году на 1000 жителей этой возрастной группы в конце года);

- уровень незаселенности жилья (процент пустующего жилья от общего количества всех жилых помещений) в указанный год;

- средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин (ожидаемая в среднем продолжительность жизни для новорожденных девочек);

- средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин (ожидаемая в среднем продолжительность жизни для новорожденных мальчиков);

- средняя доля молодых людей, не завершивших школьное обучение (процент школьников, прекративших учебу в школе без получения свидетельства об окончании неполной средней школы, в общем числе выпускников).

Показатель «Уровень безработицы» зачастую используется для измерения степени территориальных диспропорций в сфере занятости.

Валовая заработная плата без удержаний используется здесь в качестве индикатора качества предложения работы на местах с точки зрения уровня квалификации, оплаты, полной занятости и социального статуса и этим дополняет индикатор уровня безработицы. Кроме того, на основании суммы заработной платы делают вывод о производительности труда на местных предприятиях.

Уровень безработицы и валовая сумма заработной платы, в свою очередь, влияют на показатель дохода, часто используемый для установления уровня бедности и выявления бедных регионов. Однако понятие «доход» выходит далеко за пределы двух первых индикаторов, поскольку включает все виды доходов и касается всех категорий населения (а не только лиц, имеющих заработок). Применяемый медианный доход отображает также распределение доходов.

Средний налоговый потенциал муниципалитета индикатор, отражающий предложение государственных услуг на местах. При этом исходят из того, что муниципалитет с более высокими налоговыми поступлениями может обеспечить более разнообразное и более качественное предложение государственных услуг или взимать с пользователей меньшие сборы и платежи за их оказание в отличие от муниципалитетов, имеющих более скромные поступления.

Сальдо миграции в высокомобильной группе молодежи от 18 до 29 лет предоставляет сведения о том, как молодые люди оценивают свои перспективы в регионах и привлекательность регионов в целом. Ситуация, связанная с образованием, играет здесь незначительную роль, т. к. возрастная группа осознанно выбрана таким образом, чтобы учитывать вместе тех, кто переезжает для получения образования, и тех, кто переезжает для устройства на работу, обеспечивая возможность реэмиграции после получения образования при наличии качественного предложения рабочих мест. Поскольку миграция зависит не только от возраста, но и от уровня квалификации – так, если высококвалифицированные специалисты мигрируют особенно активно, то отрицательное сальдо миграции также негативно влияет на уровень образования в регионе. Кроме того, данная группа мигрантов особенно значима для внедрения экономических инноваций, а также создания и развития бизнеса в регионе. Таким образом, сальдо миграции в долгосрочной перспективе может оказывать отрицательное воздействие на экономическое развитие в соответствующем регионе, что, в свою очередь, негативно влияет на возможности получения дохода и занятости населения.

Индикатор «Уровень незаселенности жилья» является показателем того, насколько существующее предложение на рынке жилья количественно и/или качественно не соответствует региональному спросу.

Ожидаемая продолжительность жизни, в первую очередь, служит индикатором состояния здоровья, т. к. отображает риск смерти. В связи с тем, что продолжительность жизни мужчин и женщин явно отличается, эти показатели учитываются в итоговом индексе раздельно. Эмпирические исследования показывают, что данный индикатор связан не только с доступностью медицинского обслуживания, но и с уровнем дохода и образования. При этом исходят из того, что люди с более высоким социальным статусом ведут профессиональную деятельность, связанную с меньшими рисками для здоровья, и более сознательно относятся к своему здоровью. С учетом этих разнообразных взаимосвязей, ожидаемая продолжительность жизни является комплексным обобщающим индикатором, отражающим уровень развития региона.

В Германии индикатор для оценки уровня образования представляет собой процент школьников, прекративших учебу в школе без получения свидетельства об окончании неполной средней школы – т.н. «доля молодых людей, не завершивших школьное обучение». Уход из школы без полноценного завершения обучения существенно ограничивает возможности для достижения успеха в жизни в целом и самореализации на рынке образования и труда в частности. Высокий процент молодежи, не завершившей школьное обучение, указывает, с одной стороны, на недостаточное качество образовательных возможностей в регионе или на то, что возможностей средней школы недостаточно, чтобы компенсировать имеющиеся в регионах случаи ущемления интересов детей (например, из-за уровня образования родителей, семейных проблем или ограничений по состоянию здоровья), и, в связи с этим, на необходимость реализации дополнительных мер профессиональной подготовки. С другой стороны, значительное число молодых людей, не закончивших школьное обучение, может сигнализировать о том, что молодежь не видит для себя перспективы и считает, что усилия, направленные на получение образования, не окупаются. К тому же, в Германии успешность детей при получении образования сильно зависит от социального положения их родителей. По этой причине школьники из социально неблагополучных семей чаще бросают учебу в школе и тем самым способствуют воспроизводству социального неравенства.

Исчерпывающие и стандартизированные данные для определения этих индикаторов и их публикация – важное условие для обеспечения наглядной сопоставимости регионов. При сравнении появляется возможность сделать выводы о позиции регионов относительно друг друга, а также об изменении параметров во времени. При этом отдельные индикаторы не являются независимыми, но зачастую оказывают влияние друг на друга. В сфере политики это означает, что благодаря учету данных взаимовлияний можно достичь большего эффекта при применении государственных средств. Заинтересованный читатель с помощью отдельных индикаторов также может довольно просто получить дифференцированную информацию о ситуации в своем регионе, что является хорошей основой для дискуссий о том, какие задачи необходимо отнести к категории приоритетных.

Источники и дополнительная информация:

Институт фон Тюнена

https://www.landatlas.de/laendlich/laendlich.html

https://www.thuenen.de/de/lr/projekte/monitoring-laendliche-raeume/