<< вернуться к списку

"Уроки короновирусного кризиса - устойчивость АПК, значение сельского хозяйства"- дискуссионный документ аграрных министров ЕС

1. Введение

Пандемия Covid-19 - одна из величайших глобальных проблем, которая уже основательно изменила общество, политику и экономику.

Необходимо постоянно укреплять возрастающее значение сельского хозяйства и сельскохозяйственной продукции. В ближайшие годы сельское хозяйство встанет перед вызовом: нужно обеспечить продовольственную безопасность и в то же время по требованию общества защищать окружающую среду, климат и животных.

Однако сельское хозяйство сможет справиться с вышеназванными задачами только в случае их экономической целесообразности и возможности практической реализации на предприятиях. Политики должны создать рамочные условия для предоставления государственной поддержки и стимулирования. Но данные шаги также предполагают обязательную готовность потребителей мириться с более высокими ценами, установление которых связанно с улучшением условий содержания животных, защитой окружающей среды и климата.

Вследствие этого важна транспарентность в контексте достижений сельского хозяйства: предоставление надежной информации и прозрачная маркировка помогают достичь более высокой оценки роли этой отрасли экономики и, следовательно, также готовности потребителей платить более высокую цену.

2. Устойчивые цепочки поставок - укрепление надежности обеспечения

Функционирующий европейский внутренний рынок и открытые международные рынки оказались незаменимы для обеспечения устойчивости цепочек поставок в ЕС. В то же время в регионах и ЕС растет интерес к большей независимости в снабжении продуктами питания и кормами, а также важными полуфабрикатами.

Ограничения, распространяемые на движение товаров и свободное передвижение работников, наносят ущерб стратегически важной цели - стабильному обеспечению населения пищевыми продуктами. Усиление европейского внутреннего рынка, поддержание основанных на правилах торговых отношений и диверсификация в этой сфере при одновременной государственной поддержке региональных экономических замкнутых циклов и укреплении самообеспечения являются важными политическими решениями проблемы.

Кризис COVID-19 дает повод выявить структурные дефициты в снабжении сельскохозяйственными товарами, продуктами питания и средствами производства и восполнить их с помощью целевых, устойчивых решений, рассчитанных на перспективу.

Например, ЕС сильно зависит от импорта белковых кормов или определенных активных ингредиентов в ветеринарных лекарствах из государств, не входящих в ЕС. Принимая во внимание правила внутреннего рынка, международные торговые соглашения и эффективность производства, может потребоваться совместная инициатива для развития потенциала собственного производства и, таким образом, повышения стабильности цепочек поставок. Целевое государственное финансирование в рамках Единой аграрной политики (ЕАП), расширение научных исследований и разработка инновационных, устойчивых производственных процессов и технологий являются отправными точками. Продвижение новых, приспособленных к определенной местности растений может стать решением проблемы, при этом возможности новых методов селекции определенно сыграют свою роль. Более широкое применение современных цифровых технологий также может содействовать повышению эффективности и стабильности процессов в цепочке обеспечения продуктами питания.

3. Усиление региональности – представление места происхождения продукции

Кризис, вызванный распространением коронавирусной инфекции, также показал, что у людей меняются привычки, связанные с питанием и покупками. Региональные продукты питания приобретают важное значение и все более ценятся.

Потребители проявляют большой интерес к месту происхождения продукции, и многие хотели бы по возможности приобретать продукты питания из своего региона. Важно развить эту тенденцию в направлении к региональности и производству продуктов питания на региональном уровне, поскольку она способствует укреплению региональных производственно-сбытовых цепочек, особенно в сельской территориях. Региональность укрепляет связь между потребителями и сельхозтоваропроизводителями, способствует сокращению транспортных маршрутов, помогает замкнуть цикл питательных веществ, укрепляет создание стоимости в регионе и гарантирует рабочие места в сельской местности.

Происхождение или место происхождения должно определяться надежно и прозрачно. Согласно законодательству ЕС, в соответствии с Регламентом о маркировке пищевой продукции для свежей, охлажденной или замороженной свинины, баранины, козлятины и птицы уже обязательно указывать происхождение и место происхождения продуктов. Особые правила в отношении данных о происхождении существуют для меда, некоторых свежих фруктов и овощей, говядины, яиц и рыбы. Положения, относящиеся к регионам, такие как регулирование в области защиты географических указаний, были введены ЕС как система защиты и предоставления господдержки для традиционных и региональных пищевых продуктов. Кроме того, бизнесом разработана собственная маркировка, отображающая ??информацию о происхождении продукции.

Тем не менее, многие потребители при совершении повседневных покупок хотели бы улучшить разборчивость и понятность данных, а также получить более подробную информацию о месте происхождения переработанных ингредиентов, таких как яйца.

В частности, в связи с тенденцией к региональности обсуждается необходимость дополнительной, надежной, понятной, недискриминационной маркировки, в частности, указание страны происхождения молока и мяса в качестве ингредиентов. Абсолютным предварительным условием для такой маркировки будет обязательное сохранение и укрепление европейского внутреннего рынка. Необходимо предоставить недискриминационный доступ к системе маркировки. Она не должна затруднять транснациональную торговлю и должна полностью соответствовать предписаниям ВТО.

4. Благополучие и защита животных в животноводческих помещениях и при транспортировке

Высокое признание обществом значения сельского хозяйства во время пандемии тесно связана с возросшими ожиданиями в отношении содержания сельскохозяйственных животных в соответствии с их физиологическими и поведенческими потребностями. Многие потребители хотят, чтобы на пищевых продуктах была указана информация о соответствии требованиям благополучия животных при их содержании, транспортировке и забое. Согласно опросам, все больше людей готовы платить за благополучие животных более высокую цену при условии гарантии соблюдения при производстве указанного продукта питания стандартов защиты животных, явно превосходящих установленные законодательством минимальные стандарты.

Регулируемая законом маркировка пищевых продуктов животного происхождения, основанная на критериях благополучия животных, позволяет потребителям в зависимости от этого принимать решения о покупке, и в тоже время фермерам открывать новый рынок сбыта и улучшить условия содержания сельскохозяйственных животных.

На европейском уровне уже существует маркировка, например, органической продукции BIO-Siegel, идентифицирующей продукты с особыми свойствами по всей Европе. Специальная маркировка «благополучие животных» существует только в единичных случаях на национальном уровне. Введение европейского знака благополучия животных на этикетке сможет устранить этот недочет.

Уже сложившиеся в некоторых государствах-членах ЕС определенные системы маркировки «благополучия животных» были хорошо приняты потребителями, но вместе с тем необходимо обеспечить большую прозрачность и достоверность.

Германия, председательствующая в Совете ЕС в настоящее время, особенно заинтересована в обсуждении и продвижении введения маркировки благополучия животных в ЕС. Таким образом, необходимо создать европейскую правовую основу с обязательными критериями для данной маркировки.

С точки зрения защиты животных и с учетом ожидания граждан следует улучшить условия транспортировки животных. Доступная информация, на основании которой местные органы власти должны принимать решения, часто бывает неполной и не удовлетворяет потребностям. В будущем на территории ЕС будет запрещена транспортировка животных при несоблюдении предписаний по защите животных.

Источник:

https://www.bmel.de/SharedDocs/Downloads/DE/_Landwirtschaft/EU-Agrarpolitik-Foerderung/diskussionspapier-rat-koblenz.pdf;jsessionid=9C2DDC1A9CC29E4BCF5CF3FED23EF877.internet2832?__blob=publicationFile&v=4