<< вернуться к списку

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО К 17 - ОМУ ВЫПУСКУ ИНФОРМАЦИОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ

Дорогие читатели,

в третьем квартале 2020 года коронакризис продолжал определять развитие политических событий и экономические изменения во всех отраслях в Германии и России. Этот отрезок времени отличала растущая уверенность людей в том, что докризисное состояние не может быть достигнуто снова в течение нескольких недель или месяцев. Весной многие еще были уверены, что пандемия COVID-19 и ее последствия являются преходящими, но летом все чаще задавался вопрос о том, как кризис изменит нашу жизнь в долгосрочной перспективе? Поиск ответов тесно связан с выбором новых стандартов и приобретением иного опыта, который должен сориентировать и поддержать нас в это трудное и небезопасное время.

Аграрная политика обеих стран также столкнулась с необходимостью осмысления опыта: как кризис повлиял на АПК? Где проявились слабые стороны и возникли новые риски? Также встает вопрос: где могут быть внесены коррективы в текущей ситуации с целью определения направлений развития для оптимального использования будущих возможностей?

В нашей первой статье мы хотим познакомить вас с пониманием сложившихся обстоятельств. Речь идет об отрывке (с небольшими редакционными изменениями) из дискуссионного документа, озаглавленного «Уроки коронавирусного кризиса - устойчивость АПК, признание важного значения сельского хозяйства, продуктов питания и животных» утвержденного аграрными министрами ЕС 1 сентября 2020 года. Документ используется для структурирования измененных в настоящее время стандартов оценки в трех областях: надежность обеспечения, региональность и благополучие животных, которые в значительной степени укрепились в обществе в связи с кризисом. Конфликты целей между тремя отдельными областями пока остаются неразрешенными. Их решение в рамках политического процесса в ЕС является актуальной задачей.

Наша вторая статья также посвящена сельскому хозяйству завтрашнего дня. 7 сентября 2020 года начала работу «Комиссия по вопросам перспектив развития сельского хозяйства». Комиссия состоит из 32 представителей сельского хозяйства, торговли и пищевой промышленности, активистов защиты прав потребителей, окружающей среды и животных, а также ученого сообщества. Одна из целей - достичь консенсуса в отношении направления развития сельского хозяйства. Кроме того, должны быть разработаны стратегические рекомендации к действию, которые очень четко фокусируются на фундаментальных и долгосрочных проблемах аграрной политики и конфликтах целей (например, между экономикой и экологией) в Германии. Итоговый отчет комиссии ожидается в июне 2021 года. В нашей статье представлены ее цели, тематические приоритеты и ожидания Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства (BMEL), защитников окружающей среды и потребителей, а также сельхозпроизводителей.

В настоящее время фермеры Германии обеспокоены распространением африканской чумы свиней в федеральной земле Бранденбург. По состоянию на 12 октября было подтверждено в общей сложности 53 случая, пока речь шла только о диких кабанах. BMEL находится в тесном контакте с федеральными землями и соответствующими ассоциациями, а также с властями заинтересованных соседних стран. Существующие разъяснительные и контрольно-надзорные мероприятия были усилены и систематически корректируются в зависимости от ситуации. Кроме того, BMEL снова усилило просветительскую работу среди общественности, охотников и фермеров, в частности свиноводов, рабочих и путешествующих из государств Восточной Европы, в том числе благодаря интенсивной работе с прессой.

4 сентября Еврокомиссия предложила отложить вступление в силу нового органического регламента на один год, с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года. Это соответствует пожеланиям государств-членов ЕС и Европейского парламента, а также государств, не входящих в ЕС, и других заинтересованных сторон. Новые требования должны применяться к животноводческим помещениям для содержания различных видов животных в рамках нового органического регулирования. Новые правила также облегчают селекцию органических растений, но в то же время еще больше ограничивают использование обычного посадочного материала и семян. Импорт и реализация органической продукции из государств, не входящих в ЕС, будут возможны в будущем только в том случае, если производственные предписания нового регламента ЕС также применяются в стране происхождения или если существует торговое соглашение с соответствующей страной. В то же время особенности климата и традиций могут быть приняты во внимание, но процедура допуска продукции в этом случае еще не конкретизирована. Федеральный министр продовольствия и сельского хозяйства ФРГ Юлия Клёкнер считает отсрочку правильным решением: нехватка времени вредит предприятиям, производящим органическую продукцию. Важно, чтобы здесь была проведена тщательная подготовка перед поспешной реализацией. Представители Союза органической пищевой промышленности (BÖLW) с облегчением вздохнули. «Только с этим временным буфером можно будет хорошо и основательно проработать до сих пор отсутствующие правила для сотен тысяч предприятий в сфере органического производства в ЕС и во всем мире», - сообщил президент BÖLW Феликс Принц Лёвенштейн.

Германия председательствует в Совете ЕС уже вторую половину срока, начавшегося в июле и истекающего в декабре 2020 года. В ходе личной встречи на специальном саммите в Брюсселе 21 июля лидеры ЕС согласовали бюджет в размере 1 824,3 млрд евро. Многолетняя финансовая программа (1 074,3 млрд евро) и необычный инструмент развития, известный как «Новое поколение ЕС» (750 млрд евро), были объединены в один пакет, с помощью которого ЕС поддержит восстановление после пандемии, а также будет предоставлена государственная поддержка инвестиционным проектам в области экологии и цифровизации.

21 октября государства ЕС достигли соглашения о реформировании своей многомиллиардной аграрной политики. В случае аграрной реформы речь идет о самой крупной статье бюджета ЕС - о сотнях миллиардов евро. Многие сельхозпроизводители зависят от прямых выплат из Брюсселя, но в то же время опасаются чрезмерных предписаний по защите окружающей среды. Пока что большая часть средств так называемой «первой опоры» направляется в виде прямых выплат фермерам. Размер денежных средств зависит в первую очередь от размера посевной площади. Меньшая часть средств из «второй опоры» направлена, среди прочего, на развитие сельских территорий.

Кроме того, согласно предложению Еврокомиссии, государствам следует предоставить больше свободы в том, как они хотят достичь ряда определенных целей, таких как сохранение природы, защита климата и обеспечение качества продуктов питания. С этой целью каждый из них должен составить национальный план, требующий одобрения Комиссией ЕС.

Еще один центральный пункт реформ - обязательные экологические правила. В соответствии с этим любая страна должна связать минимальную долю в 20% прямых выплат ЕС с участием сельхозпроизводителей в экологических программах. Идея состоит в следующем: предприятия получают дополнительные средства, если они выходят за рамки основных требований по защите климата и окружающей среды. Этот пункт вызвал особые споры среди восточных государств ЕС, поскольку они опасаются, что потеряют деньги из Брюсселя, если недостаточное число сельхозпроизводителей примет участие в экологических программах.

Предусмотрен двухлетний «этап обучения» в отношении органического регулирования. Ее цель - гарантировать, что неиспользованные деньги из этих экологических программ не будут потеряны для стран ЕС. Следует ли обязать государства предлагать эти так называемые эко-правила и сколько средств они должны выделить для их соблюдения, обсуждалось вплоть до конца переговоров.

20 октября Европарламент также согласовал ключевые моменты реформы, согласно которым не менее 30% прямых выплат должны быть предоставлены для регулирования органического производства. В ближайшие дни и недели обе стороны - парламент и государства ЕС - будут вести переговоры по аграрной реформе.

В наших отчетах о мероприятиях мы хотим обратить ваше внимание, как обычно, на нашу проектную деятельность, которая по-прежнему проходит преимущественно в онлайн-режиме. Особым событием стало Заседание экспертного совета «Цифровизация и инновации» 21 сентября, в ходе которого состоялся широкий двусторонний обмен мнениями на высоком уровне о будущей совместной работе проекта в этой приоритетной области. Кроме того, АПД принимал участие в специализированных мероприятиях, посвященных кооперационной деятельности, сотрудничеству между Германской крестьянским союзом и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), а также развитию региональных центров компетенций в области органического сельского хозяйства. 9 октября на традиционной агропромышленной выставке «Золотая осень – 2020» Минсельхоза России проект «Германо-Российский аграрно-политический диалог» внес свой вклад в тематику развития предпринимательства в сельской местности. Данная тема входит также в нашу повестку дня и продолжает играть важную роль в развитии партнерства между регионами и между объединениями.

Желаем вам приятного и интересного чтения и надеемся, что во время пандемии вы будете полны решимости, продемонстрируете самодисциплину и сплоченность. Оставайтесь здоровыми!

С наилучшими пожеланиями,

ваш «Германо-Российский аграрно-политический диалог»