<< вернуться к списку

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО К 19 - ОМУ ВЫПУСКУ ИНФОРМАЦИОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ

Дорогие читатели!

Во втором квартале 2021 года пристальное внимание в германских средствах массовой информации уделялось проблеме изменения климата, мерам по противодействию глобальному потеплению, смягчению или предотвращению его возможных последствий, а также адаптации к климатическим изменениям. В то время как кризис, вызванный пандемией, продолжал определять ход политических событий и экономическое развитие Германии, шла активная работа над климатическим законодательством. Кроме того, все больше представителей других отраслей промышленности, научного сообщества и политики вводили меры, содействующие более устойчивым и климатически нейтральным способам хозяйствования. Совсем недавно беспрецедентное по масштабам наводнение, ставшее причиной гибели более 130 человек в Северном Рейне-Вестфалии и Рейнланд-Пфальце, оказало давление на борьбу против антропогенного изменения климата. Становится все более очевидной настоятельная необходимость принятия мер по защите климата и адаптации к его изменениям.

Федеральные министры ФРГ сделали важный шаг, приняв решение о новом законе о защите климата. Таким образом, правительство выполнило требование Федерального конституционного суда об ужесточении показателей в Федеральном законе о защите климата Германии. Согласно законодательству, к 2030 году выбросы парниковых газов необходимо сократить как минимум на 65% по сравнению с 1990 годом, а к 2045 году достигнуть нетто-нейтральности. Это означает, что целевые показатели выбросов парниковых газов в аграрном секторе также будут скорректированы в сторону сокращения с прежних 58 млн до 56 млн тонн эквивалента CO2 (по сравнению с 1990 годом).

Германский закон о защите климата приведен в соответствие с климатическим законодательством ЕС, принятом в июне 2021 года и юридически закрепившем целевую установку о достижении климатической нейтральности к 2050 году. Утвержденный в июле План ЕС по борьбе с изменением климата ("Fit for 55") ясно показывает, что Евросоюз сейчас набирает обороты в области защиты климата. В соответствии с этим планом ЕС также возлагает на сельское хозяйство большую ответственность за достижение климатических целей Европы. Согласно проекту регламента, сельское хозяйство ЕС должно стать климатически нейтральным уже к 2035 году. В частности, для снижения выбросов CO2 необходимо продвигать естественные поглотители, снижение плотности поголовья скота и сокращение использования удобрений. Последний процесс может быть ускорен запланированным введением углеродного налога на удобрения, поскольку в этом случае они, предположительно, значительно подорожают. Дальнейшие меры в таких областях, как землепользование, защита климата, энергетика, транспорт и налогообложение, должны привести к сокращению выбросов парниковых газов не менее чем на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года. Так называемая Лесная стратегия ЕС направлена на улучшение количества, качества и устойчивости лесов, а также на их возобновление, что включает посадку около 3 млрд деревьев на всей территории ЕС к 2030 году.

Теперь перед правительством Германии стоит задача о приведении в соответствие германского права с директивами и регламентами ЕС. Если речь идет об аграрной политике, то надо отметить, что в июне в Бундестаге и в июле в Бундесрате было принято законодательство о реформе Общей аграрной политики ЕС (ОАП) с 2023 года. Новая ОАП, безусловно, ориентирована на достижение большей устойчивости и экологичности и способствует переходу к органическому и ресурсосберегающему сельскому хозяйству. В том числе было принято решение о повышении объема перераспределяемых из первого столпа во второй столп средств с 6% в настоящее время до 10% в 2023 году с целью поддержки мер по защите окружающей среды и климата или органического сельского хозяйства (в переходный 2022 год объем перераспределяемых средств составит 8%, а в 2026 году вырастет до 15%). В абсолютных числах это означает, что прямые выплаты на 2022 год придется сократить на 98 млн евро.

Для того чтобы противостоять структурным изменениям, субсидии снова должны быть перераспределены в пользу малых и средних форм хозяйствования. Планируется, что за первые 40 гектаров будет произведена доплата в размере 70 евро за гектар и с 41 по 60 гектары - 40 евро за гектар. Отчасти учитываются требования в отношении усиления мер в области охраны окружающей среды в сельском хозяйстве. Таким образом реформа предусматривает, что в Германии 25% средств первого столпа будут зарезервировано для нового экологического регулирования. Кроме того, снова введено понятие "предъявляемые условия", в соответствии с которыми получаемые прямые выплаты привязаны к соблюдению основных требований в области охраны окружающей среды, таких как, например, выведение земель из сельскохозяйственного использования или защита болот.

В целях дальнейшего продвижения перехода от традиционного к органическому сельскому хозяйству и достижения установленной законом цели: к 2030 году на 20% угодий должны использоваться органические способы ведения сельского хозяйства, в рамках Федеральной программы «Органическое сельское хозяйство» по-прежнему будет оказываться господдержка консультированию по вопросам конверсии с предоставлением субсидии в размере 50% затрат, но не превышающей 4 000 евро. Эта господдержка связана с достигнутым ранее результатом: только в 2020 году площадь органических угодий в Германии увеличилась на 5,5% и составила в общем 1,7 млн гектаров, что соответствует 10,3% общей сельскохозяйственной площади. По сравнению с 2019 годом количество предприятий, на которых ведется органическое сельхозпроизводство, возросло примерно на 3,6% и теперь достигло около 35 400 предприятий или 13,5% всех сельхозпредприятий.

Органический сектор Германии отмечает радостное событие - 20-летний юбилей германского маркировочного знака органической продукции. По данным Федерального агентства по сельскому хозяйству и продовольствию Германии, через 20 лет после начала использования органического знака, введенного правительством Германии в качестве государственной маркировки для органической продукции, его можно найти на 93 143 продуктах от 6 238 компаний. В то время как логотип органической продукции ЕС должен быть обязательно нанесен на все фасованные продукты, использование национальной органической маркировки Bio-Siegel является добровольным.

Тенденция в отношении спроса на продукцию с заменителями мяса также остается положительной. По оценкам нидерландской группы банков Rabobank, среднегодовой рост продаж заменителей мяса на рынках ЕС и Великобритании составляет 15%. В отношении альтернативных белков для молока и молочной продукции аналитики ожидают среднегодового роста от 7% до 8% к 2035 году, что увеличит долю заменителей на общем рынке молочной продукции на 6% до 9%.

В то время, как альтернативные продукты приносят высокую прибыль, и в целом, данный сектор промышленности неуклонно растет, многие сельхозпроизводители сталкиваются с дальнейшим ростом цен на дизельное топливо, удобрения и средства защиты растений, и особенно на арендуемые земли. Последняя сельскохозяйственная перепись 2020 года показывает, что с 2010 года арендные цены выросли в среднем более чем наполовину. В соответствии с этим ежегодная арендная плата за гектар сельскохозяйственных угодий по всей стране в 2020 году составила в среднем 329 евро, что соответствует увеличению на 64% для пахотных земель (375 евро / га) и 53% для лугопастбищных угодий (198 евро / га). В 2010 году средняя цена составляла 203 евро. По данным Федерального статистического ведомства Германии Destatis, цены на аренду земли значительно различаются в пределах Германии. Согласно сельскохозяйственной переписи 2020 года, в некоторых районах северо-западной Германии цены на аренду в последнее время превышали 800 евро/га.

Но рост арендной платы и цен на материальные ресурсы предприятий является лишь одной из причин растущего недовольства сельхозпроизводителей. Все большее давление оказывается, прежде всего, со стороны политики и общества, все чаще подвергающих критике сельское хозяйство. Гибель насекомых, изменение климата и жестокое обращение с животными — это лишь некоторые из проблем, причиной которых и ответственными за которые общество рассматривает сельское хозяйство. За растущим недовольством осенью 2020 года последовала крупнейшая в послевоенной истории демонстрация фермеров, в которой приняли участие более 40 000 тракторов в Берлине. В результате был начат раунд переговоров с наиболее важными представителями заинтересованных сторон в АПК и федеральным канцлером Ангелой Меркель, что привело к созданию «Комиссии по вопросам будущего развития сельского хозяйства Германии» (ZKL). Мы сообщали об этом в нашем информационном бюллетене в октябре 2020 года. Комиссия состоит из 32 представителей сельского хозяйства, торговли и пищевой промышленности, активистов в области защиты прав потребителей, окружающей среды и защитников животных, а также ученых. Цель состояла, в частности, в достижении консенсуса в отношении будущего развития сельского хозяйства и поиске оптимального решения противоречивых задач экономически эффективного производства, защиты климата, окружающей среды и животных, осознания цен и растущих ожиданий потребителей.

Спустя год после учреждения Комиссии, 6 июля 2021 года, были опубликованы результаты ее работы. Разные группы заинтересованных сторон совместно сформулировали общественное соглашение, содержание которого некоторые отраслевые эксперты считают важной вехой в общественно-политической дискуссии о будущем сельского хозяйства Германии. Особенность соглашения заключается в готовности представителей сельского хозяйства к сокращению прямых выплат в течение следующих двух периодов финансирования ЕС и вместо этого в предоставлении субсидий для мер поддержки, связанных с услугами по охране окружающей среды и защите животных.

В настоящее время многие моменты в итоговом отчете все еще остаются неясными, например, концепция финансирования. Члены Комиссии оценивают дополнительные расходы в размере от 5 до 8 млрд евро в год, которые необходимы для финансирования повышения уровня благополучия животных и на усиление деятельности в области защиты биоразнообразия, природы и климата. Большая часть затрат ложится на налогоплательщиков и потребителей. Несмотря на изначально высокие затраты, эксперты утверждают, что эти расходы окупятся в среднесрочной и долгосрочной перспективе, поскольку за счет последовательной трансформации аграрного сектора могут быть предотвращены будущие негативные последствия для окружающей среды и здоровья.

В то время как будущее преобразование в животноводстве затрагивает большую часть сельхозпроизводителей, в настоящее время небольшая часть свиноводческих ферм на востоке страны борется с африканской чумой свиней (АЧС). Спустя почти год после того, как первый случай АЧС был выявлен у диких кабанов в Германии, 16 июля 2021 года в стаде домашних свиней впервые было обнаружено заболевание, которое обычно приводит к летальному исходу. Через несколько дней стало известно еще о двух случаях. Все пострадавшие предприятия расположены в федеральной земле Бранденбург на границе с Польшей. Первоначально эти случаи не повлияли на экспорт немецкой свинины из не затронутых болезнью регионов Германии в другие страны ЕС, поскольку зараженные АЧС домашние свиньи находятся в тех же регионах, что и заболевшие дикие кабаны. Вне зависимости от этого Германии запрещено экспортировать свинину во многие страны, не входящие в ЕС, из-за АЧС у диких кабанов.

И в заключение - прогнозы урожая зерновых и рапса. Значительная часть озимого ячменя уже собрана. Урожайность пока многообещающая, но вес в гектолитрах часто оказывается ниже среднего. Причиной являются низкий уровень влагообеспеченности, необходимой для налива зерна, и быстрое созревание ячменя из-за высоких температур в конце июня. Прогнозы по пшенице и рапсу в последнее время несколько снижены. Причина такой корректировки - экстремальные погодные условия последних нескольких недель. За жаркой погодой, почти без осадков на большей части территории Германии, последовала переменчивая погода с ураганными ветрами, градом и проливным дождем. На востоке жара и засуха снова оставили свой след, а на юго-западе наводнения полностью уничтожили посевы сельскохозяйственных культур. Экстремальные погодные явления и изменения климата становятся все более заметными.

В последние месяцы в деятельности проекта «Германо-Российский аграрно-политический диалог» большое внимание уделялось, в том числе вопросам устойчивого развития и изменения климата. Предлагаем вашему вниманию обзор наших мероприятий, большая часть которых по-прежнему проходила в онлайн-режиме.

Желаем вам полноценного отдыха и хорошей погоды, надеемся уже осенью сообщить вам вновь важные новости аграрной политики Германии и Евросоюза.

С сердечными пожеланиями,

ваш «Германо-Российский аграрно-политический диалог»