<< вернуться к списку

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО К 20 - ОМУ ВЫПУСКУ ИНФОРМАЦИОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ

Германский Бундестаг является органом народного представительства Федеративной Республики Германия, ему принадлежит высшая законодательная власть в стране. Состав Бундестага формируется из представителей немецкого народа, которые избираются в ходе всеобщих, прямых, свободных и равных выборов при тайном голосовании сроком на четыре года. 26 сентября 2021 года немецких граждан призвали принять участие в выборах депутатов в Бундестаг 20-го созыва.

Явка избирателей на этих выборах составила порядка 76,6 процента, что несколько выше показателя 2017 года (76,2 %). С момента выборов в Бундестаг 2009 года (70,8 %) тенденция к росту активности избирателей продолжается.

Выборы проходили в изменившейся обстановке: с одной стороны, действующий федеральный канцлер Ангела Меркель после 16 лет нахождения у руля государства отказалась вновь баллотироваться на пост федерального канцлера; с другой стороны, в предвыборных программах партий на первый план выдвинулись новые ключевые темы – защита климата, устойчивость, цифровизация.

В отношении трех кандидатов на пост федерального канцлера – Олафа Шольца (СДПГ), Анналены Бербок (Партия „Зеленых“) и Армина Лашета (ХДС) – в преддверии выборов постоянно велись жаркие дискуссии. Отсутствие определенности в вопросе о том, у кого из кандидатов какие шансы и кто лидирует, вызвали к жизни дебаты, подогревшие общественный интерес к происходящему. В ходе предвыборной гонки Олаф Шольц, благодаря эффективности своей избирательной кампании, сумел заручиться поддержкой многих избирателей, чего нельзя сказать об Анналене Бербок и Армине Лашете, чьи кампании оказались не столь успешными.

Результаты выборов, как и ожидалось, говорят сами за себя: СДПГ спустя 16 лет вновь стала ведущей политической силой – ХДС показал худший результат в своей истории. И Армину Лашету (Ахенский единый избирательный округ), и Анналене Бербок (Потсдамский единый избирательный округ) пришлось уступить соперникам прямые мандаты в своих одномандатных округах. Из трех претендентов на пост федерального канцлера стать обладателем прямого мандата удалось лишь Олафу Шольцу.

Ниже приведены результаты сентябрьских выборов (прибавка/потеря голосов в сравнении с результатами выборов в Бундестаг 2017 года):

  • СДПГ (Социал-демократическая партия Германии): 25,7 процента (+5,2 процентных пункта – впервые с 2002 года СДПГ вновь стала ведущей политической силой в Германии)
  • ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз): 24,1 процента (-8,9 процентных пункта, то есть худший результат за все время существования Федеративной Республики)
  • Союз 90/„Зеленые“: 14,8 процента (+ 5,8 процентных пункта, т.е. налицо существенный рост доли голосов, отданных за партию)
  • СвДП (Свободная демократическая партия Германии): 11,5 процента (+0,7 процентных пункта)
  • АдГ (Альтернатива для Германии): 10,3 процента (-2,3 процентных пункта)
  • Левые: 4,9 Prozent (-4,3 процентных пункта – получив три прямых мандата в одномандатных избирательных округах, партия проходит в Бундестаг, несмотря на то, что ей не удалось преодолеть пятипроцентный барьер).

Необходимо отметить, что „Зеленых“ и СвДП активно поддерживали молодые избиратели – будучи менее (чем даже их родители) приверженными партийным традициям семьи, они больше не хотят голосовать „как всегда“, поскольку сегодня приоритетными для них являются защита климата и устойчивое развитие. Как и цифровизация, в продвижении которой Германия явно отстает от других стран. Также как и тема социального неравенства, с которым сталкивается все больше немецких граждан, особенно в связи с резким ростом арендной платы и цен на недвижимость, в результате чего многие молодые семьи уже не могут позволить себе собственное жилье.

На сегодня весьма вероятным вариантом будущего правительства представляется трехпартийный коалиционный кабинет – СДПГ, „Зеленые“ и СвДП ведут предварительные переговоры о формировании коалиции. Ранее также велись, но были прерваны коалиционные переговоры „Зеленых“ и СвДП с Христианско-демократическим союзом. В настоящий момент невозможно предсказать, когда новое правительство будет окончательно сформировано, как и предугадать, каким будет его курс в отношении России.

Пока что как со стороны Германии, так и с российской стороны вряд ли можно ожидать каких-либо изменений действующих санкций. После аннексии Крымского полуострова в 2014 году немецкая – или, точнее, европейская сторона ввела в отношении России ряд санкций, а именно запрет на экспорт оружия, товаров двойного назначения, бурового оборудования, а также финансовые санкции в отношении отдельных лиц и некоторых банков. Санкции действуют по сей день. На это Россия, в свою очередь, ответила введением эмбарго на поставки сельскохозяйственной продукции и продуктов питания из ЕС, действие которого продлено до декабря 2022 года. В то же время Германия и ЕС проявляют большую заинтересованность в сотрудничестве с Россией. Источником объединяющих сил являются тесная хозяйственная взаимозависимость и сохраняющийся солидный потенциал экономического сотрудничества к выгоде обеих сторон. Да и справиться со столь масштабными задачами, как защита глобального климата, с европейской точки зрения, невозможно без участия России. В свою очередь, такое участие России дает ей шанс на активное построение совместными усилиями всеобъемлющего сотрудничества.

Аграрная политика

Продолжающая исполнять свои обязанности Федеральный министр продовольствия и сельского хозяйства Юлия Клёкнер (Христианско-демократический союз), потерпев поражение в своем избирательном округе в Бад-Кройцнахе и не получив прямого мандата, сможет пройти в Бундестаг нового созыва исключительно по партийному списку земли.

Вопрос о том, кто займет высший пост в Министерстве продовольствия и сельского хозяйства остается открытым. Правда, устойчивое и экологическое сельское хозяйство во все времена было ключевым программным пунктом „Зеленых“, эксперты, однако, сомневаются в том, что министерство вскоре „позеленеет“. Нельзя, тем не менее, исключать возможность слияния министерства окружающей среды и министерства сельского хозяйства. При любом раскладе очевидно одно – сельскохозяйственное производство в Германии будет идти путем повышения своей экологичности, экстенсивности и устойчивости при неизбежном сокращении поголовья животных, в том числе на фоне очередной реформы Общей сельскохозяйственной политики (GAP), а также реализации „Зеленого курса“ ЕС и стратегии „С фермы на вилку“ (Farm-to-Fork). Не менее очевидно и другое – все партии отдают себе отчет в том, что в вопросах защиты климата Россия была и остается незаменимым партнером.

Комитет Бундестага по продовольствию и сельскому хозяйству: новый состав

Состав аграрного комитета определится лишь после того, как будет сформировано правительство. Большая часть политиков, непереизбранных либо отказавшихся от переизбрания в новый состав Бундестага, работала в комитете в течение многих лет, оказывая существенное влияние на формирование аграрной политики Германии. Алоис Гериг (Alois Gerig), многократно избиравшийся депутатом Бундестага от ХДС и возглавляющий аграрный комитет до истечения срока полномочий депутатов текущего созыва, также отказался от выдвижения своей кандидатуры на нынешних выборах. С утверждением нового состава комитета будут очерчены и перспективы для сельского хозяйства Германии, ибо стремительно растущее число требований и законов вынудило многих сельхозтоваропроизводителей в прошлом году закрыть свои фермы. Чего ждать фермеру от новых законов и регламентов, касающихся выполнения требований Постановления о внесении удобрений, содержания и благополучие животных, устойчивого развития, защиты насекомых, сокращения экологически вредных выбросов, и какую поддержку правительство сможет (захочет) оказать фермерам в контексте новой Общей сельскохозяйственной политики – от этого в решающей степени будет зависеть будущее сельского хозяйства.